Окно как оберег дома. Как понять узор наличника?
Автор
|
Опубликовано: 3118 дней назад (11 мая 2016)
Блог: Блог клуба - Наследие
|
+7 Голосов: 7 |
На что мы обращаем внимание при первом взгляде на деревенский дом, особенно если бываем в сельской местности изредка, проездом и вид дома нам в новинку? Наверное, первыми притягивают взгляд украшения (собственно, для того и придуманные!), элементы декора. И одни из важнейших среди них — наличники. Если не важнейшие. Само название говорит об их центральном положении: «на лице», на виду, обращёнными к внешнему миру.
А наличники принято украшать резьбой. Иногда превращая их в притягивающие взгляд шедевры декора.
А ведь внешняя красота в наличнике далеко не главное. Хотя, конечно, и не помешает. Наверняка в красоте старых наличников отражалось эстетическое чутье мастеров. При том что исторические наличники, как правило, проще современных или дошедших до нас наличников 19 века.
Как мы помним, окно — это проём, выход, отверстие между пространством дома и внешним миром, который полон опасными силами. К примеру, навьями — духами умерших. Естественно, не своих умерших родичей, а чужих, враждебных. При этом дом — пространство сакральное. К тому же внутри, в своём пространстве, мы менее защищены от враждебных влияний. Дверь защищена сильнейшим оберегом, а вот окна и иные опасные места приходится прикрывать защитой отдельно. И прикрывают в прямом смысле. Как правило, резьбой. Резными орнаментами на наличниках, и по сию пору украшающими деревенское жилище. Хотя на самом деле это не украшения, а обереги. Соответственно, главное в них — не красота, а содержание.
Что же до красоты, старые наличники были много проще нынешних или сохранившихся сложных наличников 19-го, начала 20-го веков. Но это лишь форма, которая и в наше время наполняется прежним содержанием. Тем более в 19 веке, когда древний орнамент «замаскировался» среди бесчисленных завитушек, кружев и прочих «красотулечек».
Интересно, что и тогда большинство мастеров, будучи глубоко православными, не помнили значений этих символов. И «просто» воспроизводили традиционный узор, «пряча» в резных замысловатостях языческие охранительные сюжеты.
Конечно, на нынешних наличниках может изображаться что угодно. Но если мастер немного знаком с традицией, если старается имитировать «русский стиль» — наверняка воспроизведёт и древние символы.
Прежде всего, на традиционных наличниках можно увидеть традиционные символы. Универсальные, схожие по всему миру. А среди универсальных символов у каждого народа преобладали те, что имели особое значение именно для него.
Для русских пахарей это, прежде всего, Солнце, изображавшееся и в виде собственно солнца, и солярными знаками. Один из наиболее распространённых — «колесо со спицами», знак Рода. «Спицы» могли быть и изогнутыми, показывая солнце в движении.
Вторая важнейшая стихия — Вода. На оберегах она изображалась известными символами: зигзагообразными и волнистыми линиями; либо точками-«каплями» дождя.
Знаки солнца и воды достаточно известны и читаемы. Скажем, солярные знаки хорошо известны и неспециалисту. Да и водные вполне опознаваемы. Сложнее с третьей стихией, может быть, важнейшей в земледельческом культе — Землёй.
Универсальные обозначения Земли — прямоугольники. В русском орнаменте распространены ромбы или квадраты, разделённые линиями на меньшие квадраты или ромбы. В центре каждого квадрата может быть нанесена точка. Это древнейший земледельческий знак — «засеянное поле», символ плодородия. Квадрат/куб/прямоугольник, кажется, ассоциируются с землёй едва ли не везде в мире. Точка же в центре, как нетрудно догадаться, и символизирует лунку для семени либо само семя.
Кстати, этапом посева предки не ограничивались. Обряды сопровождали весь год и тем более весь сельскохозяйственный сезон. И на наличниках в том или ином виде присутствуют ростки, побеги.
Изображения живых существ — тема вообще отдельная. Так что пока очень кратко.
К примеру, на традиционных наличниках встречаются изображения (возможно, очень символические) коней. Почему? Конь — один из солярных символов, связанный с движением светила. Кто его движет? Логично предположить, что солнце влекут кони. Или иные животные. Например, ночью солнце, опустившееся за горизонт, может плыть по подземным водам на утке. Птицы, как существа, живущие в двух мирах-сферах-стихиях, вообще прямо связывались с потусторонним миром. Водоплавающие же птицы, помимо земли и неба, живут ещё и в третьей стихии, воде.
Кроме птиц и коней, на наличниках можно встретить… ящера. И это вовсе не «просто» элемент декора. А ещё здесь могут встречаться человеческие фигуры. Точнее, женские: с поднятыми к небу или опущенными к земле руками. Это — изображение Макоши, одной из древнейших славянских богинь.
Автор: Александр Смирнов
© Shkolazhizni.ru
А наличники принято украшать резьбой. Иногда превращая их в притягивающие взгляд шедевры декора.
А ведь внешняя красота в наличнике далеко не главное. Хотя, конечно, и не помешает. Наверняка в красоте старых наличников отражалось эстетическое чутье мастеров. При том что исторические наличники, как правило, проще современных или дошедших до нас наличников 19 века.
Как мы помним, окно — это проём, выход, отверстие между пространством дома и внешним миром, который полон опасными силами. К примеру, навьями — духами умерших. Естественно, не своих умерших родичей, а чужих, враждебных. При этом дом — пространство сакральное. К тому же внутри, в своём пространстве, мы менее защищены от враждебных влияний. Дверь защищена сильнейшим оберегом, а вот окна и иные опасные места приходится прикрывать защитой отдельно. И прикрывают в прямом смысле. Как правило, резьбой. Резными орнаментами на наличниках, и по сию пору украшающими деревенское жилище. Хотя на самом деле это не украшения, а обереги. Соответственно, главное в них — не красота, а содержание.
Что же до красоты, старые наличники были много проще нынешних или сохранившихся сложных наличников 19-го, начала 20-го веков. Но это лишь форма, которая и в наше время наполняется прежним содержанием. Тем более в 19 веке, когда древний орнамент «замаскировался» среди бесчисленных завитушек, кружев и прочих «красотулечек».
Интересно, что и тогда большинство мастеров, будучи глубоко православными, не помнили значений этих символов. И «просто» воспроизводили традиционный узор, «пряча» в резных замысловатостях языческие охранительные сюжеты.
Конечно, на нынешних наличниках может изображаться что угодно. Но если мастер немного знаком с традицией, если старается имитировать «русский стиль» — наверняка воспроизведёт и древние символы.
Прежде всего, на традиционных наличниках можно увидеть традиционные символы. Универсальные, схожие по всему миру. А среди универсальных символов у каждого народа преобладали те, что имели особое значение именно для него.
Для русских пахарей это, прежде всего, Солнце, изображавшееся и в виде собственно солнца, и солярными знаками. Один из наиболее распространённых — «колесо со спицами», знак Рода. «Спицы» могли быть и изогнутыми, показывая солнце в движении.
Вторая важнейшая стихия — Вода. На оберегах она изображалась известными символами: зигзагообразными и волнистыми линиями; либо точками-«каплями» дождя.
Знаки солнца и воды достаточно известны и читаемы. Скажем, солярные знаки хорошо известны и неспециалисту. Да и водные вполне опознаваемы. Сложнее с третьей стихией, может быть, важнейшей в земледельческом культе — Землёй.
Универсальные обозначения Земли — прямоугольники. В русском орнаменте распространены ромбы или квадраты, разделённые линиями на меньшие квадраты или ромбы. В центре каждого квадрата может быть нанесена точка. Это древнейший земледельческий знак — «засеянное поле», символ плодородия. Квадрат/куб/прямоугольник, кажется, ассоциируются с землёй едва ли не везде в мире. Точка же в центре, как нетрудно догадаться, и символизирует лунку для семени либо само семя.
Кстати, этапом посева предки не ограничивались. Обряды сопровождали весь год и тем более весь сельскохозяйственный сезон. И на наличниках в том или ином виде присутствуют ростки, побеги.
Изображения живых существ — тема вообще отдельная. Так что пока очень кратко.
К примеру, на традиционных наличниках встречаются изображения (возможно, очень символические) коней. Почему? Конь — один из солярных символов, связанный с движением светила. Кто его движет? Логично предположить, что солнце влекут кони. Или иные животные. Например, ночью солнце, опустившееся за горизонт, может плыть по подземным водам на утке. Птицы, как существа, живущие в двух мирах-сферах-стихиях, вообще прямо связывались с потусторонним миром. Водоплавающие же птицы, помимо земли и неба, живут ещё и в третьей стихии, воде.
Кроме птиц и коней, на наличниках можно встретить… ящера. И это вовсе не «просто» элемент декора. А ещё здесь могут встречаться человеческие фигуры. Точнее, женские: с поднятыми к небу или опущенными к земле руками. Это — изображение Макоши, одной из древнейших славянских богинь.
Автор: Александр Смирнов
© Shkolazhizni.ru
Комментарии (21)
# 11 мая 2016 в 12:36 +3 |
# 11 мая 2016 в 18:43 -1 |
# 11 мая 2016 в 22:26 +2 | ||
|
# 11 мая 2016 в 19:03 +1 | ||
|
# 11 мая 2016 в 22:30 +1 |
# 11 мая 2016 в 22:49 +1 | ||
|
# 12 мая 2016 в 02:47 +2 | ||
|
# 12 мая 2016 в 02:52 0 |
# 12 мая 2016 в 02:58 +2 |
# 12 мая 2016 в 03:03 +2 | ||
|
# 12 мая 2016 в 03:57 +1 | ||
|
# 12 мая 2016 в 03:17 -1 | ||
|
# 12 мая 2016 в 03:14 +1 |
Поиск
Кто онлайн?
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.