Праздник сей состоялся ещё в сентябре и желание написать о нём вызвано вопросами "Викторинки без вариантов". Материала в сети много,но весь он ни в чем друг другу не противоречит.
Христианский праздник Воздвиженья Честнаго и Животворящего Креста Господня, отмечаемый православной церковью 27 сентября (14 по старому стилю), назывался в народе Вырий, Закрытие Сварги, «Закрыццё зямлі» (белорус.), Ставров день, Третьи осенины, Вздвиженьев день, Здвиженье, Капустницы. В летописях день этот именовался “ставровым днем” (греч.: stauros — крест). Киевская летопись под 1154 замечает: “разболеся Изяслав Мстиславич на ставров день”
Название это - Здвиженье - и связано со словом «двигаться» («двинуться»), от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника.
Спойлер
Далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. Тут, несомненно, прослеживается тесная связь с языческими древнеславянскими верованиями, годичным круговоротом и наблюдениями за природой. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр
На Воздвижение солнце “здвигается”. т.е. играет, переливается всеми цветами радуги. Птицы “двигаются” в отлет, направляясь в ирей вырей, вирей). Так, вплоть до XIX века, называли наши предки мифическую блаженную страну. О ней упоминает Владимир Мономах в своем “Поучении”, говоря, что “птицы небесные из ирья идут”. По мнению многих исследователей, Вырей – одно из славянских названий Иного Мира. К примеру, А. Котляревский писал: «этимология слова рай указывает на понятие солнечной, воздушной области: корень raj (радж), от которого оно происходит, обозначал первоначально впечатление небесного блеска, небесного моря, светлой облачной страны; в таком смысле термин употреблялся в Ведах... Ирий и вырий только иные лингвистиче ские формы слова рай, прямо происшедшие от того же корня, только в иной форме arj».
По укр. легенде, Птица-Судья предварительно определяет каждому судьбу по заслугам: одни остаются зимовать в холодном краю в наказание (ласточки), другие — для забавы людей. Остальные выбирают себе вожака. Славяне верили, что птицы прилетают в верхний мир, где живут души умерших – в Ирий (Вырий). «Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда – кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая». А люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
И змеи отправляются в собственный ирей на зимовье (сдвигаются). По народному замечанию, змеи и вообще все «гады» в этот день выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV), где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы". В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут". В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.
В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. В Черногории и Боснии на Воздвижение вынимали из ульев соты. С Воздвиженья начинали собирать грибы и рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов.
Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках: «На Воздвижение у доброго молодца — капуста у крыльца». Готовился и стол с закусками. Юноши-женихи приходили с гостинцами и высматривали «капустниц» — невест. Водились хороводы, пелись песни. Подобного рода действа происходили и в деревнях, и в городах.
В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.
Из текста понятно,что этот праздник словян, как и другие во времена двоеверия на Руси (до реформы Никона), христианская церковь благополучно пристроила вод свои нужды. Но традиции народ помнит и кое-что до сих пор соблюдает.
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.