Валек . Как стирали наши бабушки и прапрапра...бабушки
Автор
|
Опубликовано: 2939 дней назад ( 5 ноября 2016)
Блог: Блог клуба - Наследие
Редактировалось: 1 раз — 19 ноября 2016
|
+8 Голосов: 8 |
Девять из десяти хозяек в старину в один голос назвали бы стирку белья самой хлопотной и неблагодарной домашней работой. Как говорили в народе, совсем не варило (стряпня) бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками.
Грязь из белья тогда, в буквальном смысле слова, выколачивали вальком. Это приспособление было повсеместно распространено на Руси, правда, в разных местах называлось по-разному: чаще всего валек, колотушка, но в иных местах и варта, и лапта, и портомойник, и пральник. Как правило, вальком пользовались при стирке грубых вещей: мешков, половиков, постельников, стеганых одеял, фуфаек и все тех же мужниных портков. Использовали валек следующим образом. Белье, сильно намоченное стиральным раствором или водой (при полоскании), укладывали комом на мостки на речке. Брали валёк за ручку и ударяли нижней его поверхностью по кому белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость. Затем белье прополаскивали в стиральном растворе или воде и повторяли выколачивание белье до тех пор, пока оно не станет чистым.
Можно сказать, что процесс стирки в те далекие времена, несмотря на свою трудоемкость, напоминал настоящее священнодействие. Поэтому и отношение к тем хозяйственным орудиям, которые использовались при стирке было особенное.
Например, валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову младенца во время обряда первой стрижки волос.
Удобная ручка, широкая, гладкая, чуть выгнутая поверхность валька соответствует отработанному веками движению во время удара по мокрому белью. Археологические находки свидетельствуют о том, что основная форма валька Х века полностью сохранилась до XIX века; за эти столетия совершенствовались лишь его детали.
Очевидно, что валек подвергался при работе очень серьезным нагрузкам, поэтому дерево, из которого его мастерили, должно было быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Для изготовления вальков использовалась древесина таких лиственных пород деревьев, как берёза, ветла, липа, осина.
С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. Это шло от языческих верований, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху. Неизвестный поволжский мастер начала XIX столетия, изготовивший этот валек и украсивший его резьбой, наверняка уже не смог бы объяснить языческого содержания рисунков, а лишь повторил старые орнаменты. А между тем здесь присутствуют несколько древних символов, которые наши далекие предки считали сильнейшими оберегами.
Священное языческое изображение – всадник на коне – являлось одним из символов солнца. Также один из вариантов солярного знака, «Перуново Колесо», очень популярный символ. Смысл этого знака более общий, связанный не только с солнцем, но и с небом, грозой, молнией и громом. Орнамент, представляющий собой комбинацию из треугольников и ромбов, носит название «вспаханное поле». Это символ земли, дарующий плодородие и обеспечивающий рождение детей. Сюжеты с изображением солдат в мундирах были также нередки.
Узорные вальки вешались на стену и были одними из излюбленных украшений крестьянского жилища. Особенно нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам.
Поволжье, первая половина XIX в. Егорьевский историко-художественный музей. (с)
Грязь из белья тогда, в буквальном смысле слова, выколачивали вальком. Это приспособление было повсеместно распространено на Руси, правда, в разных местах называлось по-разному: чаще всего валек, колотушка, но в иных местах и варта, и лапта, и портомойник, и пральник. Как правило, вальком пользовались при стирке грубых вещей: мешков, половиков, постельников, стеганых одеял, фуфаек и все тех же мужниных портков. Использовали валек следующим образом. Белье, сильно намоченное стиральным раствором или водой (при полоскании), укладывали комом на мостки на речке. Брали валёк за ручку и ударяли нижней его поверхностью по кому белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость. Затем белье прополаскивали в стиральном растворе или воде и повторяли выколачивание белье до тех пор, пока оно не станет чистым.
Можно сказать, что процесс стирки в те далекие времена, несмотря на свою трудоемкость, напоминал настоящее священнодействие. Поэтому и отношение к тем хозяйственным орудиям, которые использовались при стирке было особенное.
Например, валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову младенца во время обряда первой стрижки волос.
Удобная ручка, широкая, гладкая, чуть выгнутая поверхность валька соответствует отработанному веками движению во время удара по мокрому белью. Археологические находки свидетельствуют о том, что основная форма валька Х века полностью сохранилась до XIX века; за эти столетия совершенствовались лишь его детали.
Очевидно, что валек подвергался при работе очень серьезным нагрузкам, поэтому дерево, из которого его мастерили, должно было быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Для изготовления вальков использовалась древесина таких лиственных пород деревьев, как берёза, ветла, липа, осина.
С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. Это шло от языческих верований, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху. Неизвестный поволжский мастер начала XIX столетия, изготовивший этот валек и украсивший его резьбой, наверняка уже не смог бы объяснить языческого содержания рисунков, а лишь повторил старые орнаменты. А между тем здесь присутствуют несколько древних символов, которые наши далекие предки считали сильнейшими оберегами.
Священное языческое изображение – всадник на коне – являлось одним из символов солнца. Также один из вариантов солярного знака, «Перуново Колесо», очень популярный символ. Смысл этого знака более общий, связанный не только с солнцем, но и с небом, грозой, молнией и громом. Орнамент, представляющий собой комбинацию из треугольников и ромбов, носит название «вспаханное поле». Это символ земли, дарующий плодородие и обеспечивающий рождение детей. Сюжеты с изображением солдат в мундирах были также нередки.
Узорные вальки вешались на стену и были одними из излюбленных украшений крестьянского жилища. Особенно нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам.
Поволжье, первая половина XIX в. Егорьевский историко-художественный музей. (с)
Комментарии (11)
# 5 ноября 2016 в 21:08 +2 | ||
|
# 5 ноября 2016 в 21:24 0 | ||
|
# 5 ноября 2016 в 22:14 0 | ||
|
# 5 ноября 2016 в 21:26 -1 | ||
|
# 5 ноября 2016 в 21:29 -1 |
# 5 ноября 2016 в 21:32 +1 | ||
|
Поиск
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 16
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.