Законы жизни в сказочном мире

Автор
Опубликовано: 3895 дней назад (28 марта 2014)
Редактировалось: 1 раз — 29 марта 2014
+6
Голосов: 6
.
""


Жизнь в сказочном мире - понятие особое. Она может присутствовать как в материальном мире, так и в любом другом из пространств, составляющих этот мир, в т.ч. и в царстве мёртвых. Занятно, что живые и мёртвые то и дело встречаются: либо на границе, либо в глуби мест обитания тех и других.
Иванушка, например, наведывается к Бабе Яге. У той, как известно, главная особая примета - не нос, что в потолок врос, а костяная нога. То есть этой самой костяной ногой она находится в царстве смерти, а другой - стоит в мире людей; потому и не видит сразу героя, восклицая: «Чу, русским духом пахнет!». Бабу Ягу исследователи традиционной культуры называют Богиней смерти. Но она не всегда выступает исключительно как хозяйка избушки на курьих ножках с печкой, предназначенной для зажаривания людей.

Часто Баба Яга выручает сказочного героя: то клубочек заветный даст, то подскажет, где меч-кладенец отыскать, то и вовсе раскроет тайну Кощеевой смерти. С какой стати ей выступать советчицей человеку? Ведь этим обладательница уникальной конечности предоставляет ему возможность победить и выжить.

""


Может, точнее назвать её Богиней перерождения? Ибо именно в перерождении, возрождении на новом качественном уровне заключается цель похода героя подобных сказочных историй, и счастье своё он обретает именно таким образом.

Другой парадокс заключается в том, что в царстве мёртвых по непонятным, на первый взгляд, причинам, находится много сокровищ, весьма полезных, а то и просто необходимых для сказочных героев, да вот хотя бы и тот же меч-кладенец. На его примере и разберёмся, почему именно там. По скандинавской традиции, например, самое ценное оружие - то, что из курганов. С одной стороны, тому есть вполне материалистическое объяснение: при захоронении знатных людей в их могилу укладывали самое дорогое оружие, изготовленное самыми искусными мастерами. Кроме того, существовало поверье, что мёртвые стерегут своё имущество. Да и силы зла предпочитали держать оружие, способное их победить, поближе.

Кроме даров, в жизни сказочных персонажей то и дело встречаются запреты: не ешь этого, не касайся того. Нарушающие их герои попадают в беду, а выполняющие избегают её (Крошечка Хаврошечка, например). Почему? Речь идёт о том, что мир и жизнь в нём возникают из хаоса за счёт образования в нём порядка, но могут быть этим хаосом и разрушены. Ограничения, запреты и табу - это как раз условия, поддерживающие установленный порядок, сигналящие о границе живого мира.

В сказках герой сражается со злом и даже если погибает, заветные силы спасают его с помощью живой и мёртвой воды. В этих образах выражается понятие неразрывности жизни и смерти. Мёртвая вода - сохраняет или воссоздаёт форму (например, сращивает разрубленные части тела), живая - даёт жизненную силу (способность чувствовать, мыслить, действовать).

Стоит напомнить, что по народной традиции жизненная сила человека находится в области сердца. Вспомним плач героини в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», когда она была брошена ведьмой в реку: «Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела». Здесь метафорически представлено обездвижение тела («желты пески...»); вытягивание из него жизненной силы («люта змея...»), отнятие души («белорыбица...»). В хеттском фольклоре змей Иллуянка крадёт у Бога Грозы очи и сердце - те же символы. По египетской и этрусской мифологии, у человека имеется три души: животная сила, связанная с эмоциональным миром; родовая сила и личная душа.

Возвращаясь к русским персонажам, связанным с понятиями жизни и смерти, обратимся к... Кощею Бессмертному. Имя его тоже, как у известной старушки, происходит от слова «кость». Этот скелетообразный злыдень символизирует стагнацию, оцепенение. В народной традиции он связан с сезонными явлениями «умирания» природы, он сеет смерть и ненависть. В поединке с Кощеем герой сражается не только за своё личное счастье, но и спасая мир от омертвления. А древнейшая мифологема этого события сводится к битве отжившего с новым, и отголоски её сохранились в новогоднем представлении, когда маленький Новый Год приходит на смену седому Деду Морозу.

""


А вы заметили, что Кощей никогда не то что не смеётся, а даже не улыбается? Он просто лишён такой способности, потому что согласно мифологическим воззрениям, смех есть принцип жизни, а его отсутствие - принцип смерти. В.Я.Пропп пишет, что герой, попадающий в царство мёртвых, вычисляется его обитателями как раз по своему смеху.

Так вот почему так неутешно и неостановимо рыдала царевна Несмеяна в одноимённой сказке, и не просто так по всему государству был кинут клич рассмешить её! Означало это ни больше, ни меньше, как оживить царство.

Законы жизни в сказочном мире
Комментарии (10)
Алёна.ру # 28 марта 2014 в 15:52 +4
зная законы эти есть интерес сказки перечитать...
0 # 28 марта 2014 в 21:14 +3
точно! есть у нас книжка,купленная в 90-е,тогда много чего печатали на газетной бумаге в твердой обложке,с рускими народными сказками.они длинные и страшные.надо почитать,однако)
0 # 28 марта 2014 в 17:13 +4
о... как всё не просто...
0 # 28 марта 2014 в 21:12 +3
это только поверхностный взгляд!
Igor # 28 марта 2014 в 18:35 +4
Русские сказки это всегда особый смысл.Интересная информация.Кстати про Бабу Ягу,читала тут недавно племянница книжку детскую современную с винегретом из персонажей как наших так и западных и уже заметно что современные писатели в Бабу Ягу вкладывают просто типаж отрицательного человека,без внутренних противоречий какие были у Бабы Яги в сказках снятых в союзе.
0 # 28 марта 2014 в 21:11 +4
а зачем детям знать свои корни?

сейчас как вспомню: " мы создали новую общность - советский народ", - оторопь берет...
Ёлка # 29 марта 2014 в 06:45 +3
73 дааа, чтение идет вперед)))
0 # 29 марта 2014 в 06:46 +2
ну а как)),век живи - век учись.
★ Олег ★ # 29 марта 2014 в 07:00 +2
"Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок"


0 # 29 марта 2014 в 07:06 +2
да мы бы еще эти уроки понимали,да учили)
спасибо за песенку music