— Я не боюсь об этом говорить, — улыбается Анна Нетребко. — Только не падайте! Мой пятилетний сын Тьяго — аутист. Меня этот диагноз сначала свалил! Удар был страшный! Но я все уже пережила и приняла! И хочу сказать всем мамам, у которых детки с аутизмом: поверьте, это — не приговор!
Тьяго — плод любви Эрвина Шротта и Анны Нетребко.
— Мне было 36 лет, и мамой я стала впервые, — признается звезда. — Не знаю, сыграл ли этот факт какую-либо роль. Никто из врачей не может толком объяснить причины аутизма. Говорят, это какие-то генетические изменения. Но я — здоровый человек, никогда никаких таблеток не принимала. У мужа от первого брака есть дочь Лара, ей 17 лет. Нормальный, умный ребенок!
Жизнь в своем мире
Сейчас оперная дива винит себя за то, что упустила время. Артистка слишком поздно поняла, что ее сын живет в своем мире!
— Тьяго было уже три года, — сетует Нетребко. — А чем раньше начать помогать таким детям адаптироваться, тем быстрее они заживут нормальной жизнью. Но по Тишке я долго не могла понять, что с ним что-то не так! Он — очень самодостаточный и аккуратный ребенок. За пять лет не сломал ни одной игрушки! Ну да, не любит общаться. Но я думала: «Ну, не разговаривает и не разговаривает. Иногда же говорит, когда ему это надо!» К тому же Тишка слышал сразу четыре языка. Мамин — русский, папин — испанский. Английский, на котором мы общались, и немецкий — язык Вены, где жили. Я считала, малышу просто трудно приспособиться! А потом мы стали замечать: обращаемся к Тише, а он ну никак не реагирует! Ну, совсем никак!
Лишь тогда папа и мама забили тревогу.
— Слава богу, нам повезло, — говорит 42-летняя Нетребко. — У Тишки — легкая форма аутизма. Визуально ее даже незаметно. Но когда начинаешь общаться, то увы, все становится понятно. Ну и, как у многих детей с аутизмом, у Тьяго — выдающиеся способности. Он уже сейчас — в компьютере гений, а что будет дальше? Считать до 1000 сын мог уже в три года!
Ради своего ребенка оперная дива переехала из Австрии в США. Сейчас Анна Нетребко живет в небоскребе на Манхеттене, в центре Нью-Йорка.
— Потому что в Америке — лучшие специалисты, работающие с детками-аутистами, — объясняет звезда. — Тьяго сейчас учится в интеграционной школе, куда ходят и такие, как он, и совершенно здоровые детки.
Врачи не дают прогнозов
У певицы — большие надежды. Она уверена: врачи смогут им помочь.
— Есть методики, которые развивают таких деток до нормальных стандартов, — верит Нетребко. — Просто нужно время, по прошествии которого Тьяго станет, как все обычные дети. Все будет у сына в порядке!
Однако врачи не дают никаких прогнозов.
— Аутизм — это психическое заболевание, — утверждают они. — Увы, пока малоизученное. Неизвестны его причины, нет лекарств. Человек с аутизмом живет в своем мире. Он не может и не хочет контактировать с окружающей средой, часто совершает повторяющиеся действия. Каков бы ни был аутизм, даже легкий — это всегда инвалидность. Вылечить эту болезнь нельзя. Можно лишь скорректировать поведение больного. Но опять же никто не знает: поможет ли это человеку жить нормальной жизнью, или он будет нуждаться в постоянной опеке...
Наталья Петрова