Россия. Одежда и быт 19-20 век.

Автор
Опубликовано: 3230 дней назад ( 5 июля 2015)
Настроение: ок
Играет: Ты не шей мне матушка, красный сарафан.
+4
Голосов: 4
.
Курская губерния.
19, начало 20 века.
Праздничная и повседневная одежда.

Крестьянки.

Россия. Одежда и быт 19-20 век.


курский головной убор СОРОКА.

Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.

**********

Теперь классики о жизни в деревнях.

Россия. Одежда и быт 19-20 век.


«Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи.
Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы;
овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им.
"Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", — говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего,
так и заснет не ужинаючи», - продолжает Толстой.
Проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы
- от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом;
- от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками;
- от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их;
- от чиновников, угнетающих народ;
- от податей;
- от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

В. Г. Короленко, много лет проживший в деревни, организовавший там раздачу продовольственных ссуд
и столовые для голодающих писал: «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных,
видите как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание
и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас.
А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся двадцать лет назад, переболел, перекипел,
успокоился... Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас этой каждый год!»

Даже фанатичные и ярые сторонники царского режима признавали, что жизнь среднего крестьянина была
очень тяжелой. В 1909 году Михаил Осипович Меньшиков, один из инициаторов создания монархической
организации «Всероссийский национальный союз», писал: «С каждым годом армия русская становится всё
более хворой и физически неспособной...Из трёх парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы...
Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти
юношеский возраст, — вот причины физического истощения...Сказать страшно, какие лишения до службы
претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении
на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т.е. то, о чём
многие не имеют уже понятия в деревне...»

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/240615/25018/
*********

Далее фотографии
Асмуса Реммера - мастера фотографии.
Он был солдатом Вермахта и снимал крестьянок Калужской области,
которую они оккупировали.
Фото 1942-1943 года.

Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.


Россия. Одежда и быт 19-20 век.


У солдата вермахта возникло ощущение, что он читает Библию, и он воскликнул: «И здесь мы ведем войну?!»
Ему стало нехорошо, и товарищам пришлось внести его в избу на руках. Когда он очнулся, то увидел, то перед ним
на коленях стоит русская женщина и предлагает ему горячее молоко с мёдом с чайной ложки. «Я мог убить
твоего мужа, а ты беспокоишься обо мне», - сказал ей Реммер, но вряд ли она понимала по-немецки.
Асмус Реммер вспоминает, что по мере того, как они проходили через другие русские деревни, он понимал,
что мир с русскими необходимо заключать как можно быстрее. «Посмотрите на фотографии, русские, как правило,
не обращали внимания на мою военную форму и относились ко мне вполне по-дружески».
В поисках интересных сюжетов фотограф Реммер прошёл гораздо больше, чем его товарищи.
Опередив свою колонну, он много фотографировал и назвал серию фото «Как в 1812 году».
«Мы прошли более 1000 км вглубь Российской империи, и все это время меня не оставляла мысль,
в каком же состоянии мы оставим эту страну, когда будем покидать ее…», - пишет в своём дневнике Асмус Реммер.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/070615/24759/
Теги: мода
Комментарии (35)
Батя # 5 июля 2015 в 07:47 +2
и все это время меня не оставляла мысль, в каком же состоянии мы оставим эту страну, когда будем покидать ее…
угу такие бы мысли да в больные головы сейчас 4356 а то по России уже не один Вермахт прошёл 4356 про одежду ну что сказать скажу и опять обид будет до небес в целом не нравится вот так скажу но надо сказать что там далеко далеко и быт такой же с малыми отличиями типа радио, а одежда так точь в точь такая же smile про Россию 19 века да и вообще про ту самую Россию - Цвет нации Парфёнова оставляет должный осадок рекомендую к просмотру
0 # 5 июля 2015 в 17:26 +1
Я хотела про одежду и украшения, они сильно отличалась в разных губерниях.
Не представляла, что мужчины белого поморья такие костюмы имели.



Меня больше поразили лица, они разнообразнее чем одежда по типу и врожденному интеллекту.
Кто-то собрал большую коллекцию.
Очень немного красивых и волевых лиц.
Попались одухотворенные глаза и рука из модельной позы конца 20 века,
сифилисные носы, плоскостопие босых ног.
Что ходили летом босые я знала. У меня дача около деревни стояла, я общалась с бабушками.
До города они босые ходили по асфальту летом.
Во многих хатах был земляной пол, а после войны при массовом строительстве была обозначена
высота потолка государством. Сельские дома очень низкие, высота комнат меньше 2,3 м.

Вот здесь про сталинское сельское хозяйство в целом. Основное и не длинно.

http://www.apn.ru/opinions/article20444.htm

Знаем мы мало совсем, позволяем себе выводы делать.
Что ведра привязали к колодцам в 20х годах прошлого века, после революции,
я узнала из инета. Раньше они могли пить и кормить животных
из одного ведра. Или использовать ведро под помои и ходить с ним к
колодцу по воду. Умирали, как мухи.
михаил 2 # 5 июля 2015 в 19:18 0
Это где же,если не секрет,с поганым ведром по воду ходили? -- Сколько жил в разных областях и общался с пожилыми и очень старыми людьми -- всегда было разделение: отдельно ведро,а чаще два,стояло под "хорошую воду" и ведро под помои,отдельно же корчага или ведро -- в чём для скотины и птицы корм запаривали.Из помойного ведра даже скотине воду для питья не наливали,чтобы не заболела.Да и с "высотой потолков" поспорю -- до полатей с пола рукой еле доставал,а от полатей до потолка ещё пространство примерно в полметра.По крайней мере потолок около двух метров встретил лишь однажды -- вместо русской печки стояла больше похожая на кухонную и всё было сделано чтобы зря не тратить тепло в зимнюю пору.
0 # 5 июля 2015 в 20:42 +1
Вы жили до 1920 года?
Отчего же средняя продолжительность жизни составляла 32 года, объясните пож-ста.
Найдите в инете это и ли что-то подобное. Ссылка не идет.
Борьба с эпидемиями в СССР в мирное и военное время.
Дезинфекции шахтных колодцев и обеззараживания воды в них.
Одно ведро, привязанное к колодцу появилось в СССР, раньше ходили со своими.

Улицы городов забиты нищими, попрошайками и «самоварами» - безногими инвалидами в грязных солдатских шинелях.
Военные госпитали работают в полную силу вплоть до конца 1948 г. Из медицинских работников постоянно формируются
выездные бригады на ликвидацию вспышек дизентерии, трахомы, туберкулеза и т.п. заболеваний не только в сельскую местность,
но и на крупные городские предприятия. В конце 40-х годов, в связи с пребыванием армии в Монголии и Китае, в СССР появляется необходимость в устройстве дополнительных лепрозориев.

Послевоенная смертность настолько высокая, что советское правительство
не рискует проводить переписи населения вплоть до 1959 г.
Про высоту потолков.
1. Разрушений было слишком много в военные годы в европейской части.
2. Средств катастрофически не хватало у населения.

Вы не в курсе что такое трудодни?
Напишите еще, что крыш соломенных не видели никогда в жизни.
Батя # 5 июля 2015 в 21:09 +2
жили как свиньи эм.. это должно удивлять?

P.S. я конечно церквы терпеть не могу а РПЦ сброд тварей по которым ад плачет давно но крест топтать даже я не буду 4356
0 # 5 июля 2015 в 21:24 +1
В 1946 г. случилась тяжелейшая засуха, поразившая Молдавию, Украину, юг России. Вымирали деревни, голодные люди
ели трупы павших животных, имелись случаи людоедства, а в это же время хлеб вывозился в страны Восточной Европы,
которые обещали строить у себя социализм. Н.С. Хрущев, первый секретарь ЦК компартии Украины, обратился к Сталину
с просьбой ввести карточки и организовать общественное питание в деревнях, чтобы помочь крестьянам. Но Сталин не
поддержал эту просьбу. Механизм командования, пренебрежительное отношение к условиям жизни крестьян, максимальное
выжимание ресурсов из деревни не только не ослабевали, а становились все более изощренными. Товарно-денежные
отношения между государством и колхозами были упразднены. Заготовительные цены возмещали лишь 1/10 затрат колхозов
на производстве зерна, 1/20 — мяса, 1/5 — на производстве молока. Поскольку продукты забирались у колхозов
фактически бесплатно, соответственно низкими были выплаты по трудодням, во многих колхозах люди работали
бесплатно. В целом сельское хозяйство держалось не столько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на внеэкономическом принуждении. Существовала строго определенная норма выработки трудодней,
за невыполнение которой грозило наказание: судебное преследование или лишение приусадебного участка. Колхозники
же и их семьи жили преимущественно за счет личных приусадебных участков, за которые взимались налоги деньгами
и натурой. В среднем крестьянский двор в течение года должен был сдать 300 кг картофеля, 40—60 кг мяса, до 200 л молока,
3 кг шерсти, 50 яиц; платили налог за фруктовые деревья, и крестьяне вырубали сады, чтобы избавиться от этого бремени.

При Хрущеве снижался удельный вес налогов с населения в бюджете СССР. Начались преждевременные попытки ликвидации
приусадебных участков, с тем чтобы колхозники жили за счет оплаты общественного труда в колхозах.

Валили и довалили. Что теперь говорить про российское село? Теперь больницы в ПГТ закрывают.


Женщины сидят. Икона под самым потолком, до которого рука достанет.




Послевоенные постройки.
Брянское село.
Уцелевшая в войну хата.

0 # 5 июля 2015 в 21:30 +3
РДМ о драконах ни слова.
Раз не боятся Божьего суда, вывод ясен, как белый день.

А за державу обидно во все времена.
Батя # 5 июля 2015 в 21:42 +2
российское село?
кто поедет туда впахивать вставая в 5 утра вы когда нибудь бывали в хлеву в свинарнике бывали какой там смрад знаете? и то что всё надо убирать, и пахать от зари до дай бог вечера а то и до ночи, щас принцесса которой нынче человек не человек если не обеспечил феррари поедет дояркой вламывать ага smile314 нафига таким село? нефть кормит хлеб на полках Американский мясо Аргентинское куры Китайские 4356 мы конечно ноем про село и я тоже ною но извините кому оно нужно это село? недавно смотрел один дурак приехал в сибирь жизни сидит опять учит любимое наше занятие вспоминает он главное видите ли а у самого как у латыша хрен да душа главное, так бы и спросил где твои дети придурок? жена твоя где? разглогольствует он о смысле жизни там у печи сидит блин 94
0 # 5 июля 2015 в 22:13 +2
У меня не было родни в селах. Точнее, были но так давно,
что я только слышала в бабушкиных рассказах кое что.
Я жила в бараке на практике в селе. Знакомились с местными,
ходили в гости к ним.
Мы разные это точно. Сейчас лежу в больнице областной, тоже
общаюсь.
Скажу так, если асфальт и все необходимое есть - школа, больница,
магазин и кафешка, можно там жить и работать.
Но тысячи заброшенных деревень, именно по той причине,
что там всего этого не было.

Наша беда не только дураки и дороги, еще большие расстояния от деревень
до ближайших городков или городов тоже не стимулировали выращивание животных
и фруктов, овощей на продажу.

Село не моя тема, хотя землю и поковыряться в ней я люблю.
Заканчиваю.
Отношение мое к почти мертвому селу и сельскому хозяйству понятно.

Еще несколько костюмов старинных, с чего начала.








Последняя Архангельская губерния.
Велика ты, матушка Русь.
Батя # 5 июля 2015 в 22:37 +1
на земле то люди работают нельзя сказать что нет но там какая работа принцип скотину не держать просто земля на самом деле сейчас безхозная и можно урвать если бы и этого не было то не работал бы никто 94 вот такая вот ситуация такой самобытности шо раньше нету, автономности тоже, мы то об этом в основном ноем Парфёнов об этом ноет вообще мы патриоты ноем об этом понятно же что уже всё разрушено и запущенно так что не расхлебать 4356 а домички во good3 конечно лес рубить плохо но деревянный домичек лучше бетонки дураку понятно smile314 женщины, мне не нравися их вид волосы затянуты одежда не знаю не женщина это вообще не понятно что всё становится безликим женственности ни грамма ломовые бабы какие то но с другой стороны попаши на посеве сам такой будешь hitat без дураков всё понятно
Igor # 5 июля 2015 в 22:13 0
Ты сам то понимаешь о чём пишешь? Вряд ли в твоей городской жизни меньше негатива, чем в деревенской.
0 # 5 июля 2015 в 22:38 +1
Это не похоже на сельского жителя. Просто отшельник.
Немногие перебрались в 90е в сельскую местность с семьями.
Стерлигов с семьей и с деньгами.
А как там без денег?
Простые люди кредиты брали, что бы раскрутить фермерское хозяйство.
Много раскрутилось? Нет.
Мне кажется, фермерство воще не для России, по разным причинам.
Батя # 5 июля 2015 в 22:43 +1
да нет он там приехал такой знаете в контру типа вы там городские а я тут во провидец осенило меня истиной жизни - ну как всегда, таких много у нас учителей 94
0 # 5 июля 2015 в 22:58 +1
Ясно. Духовное превзошло физическое.
Хорошо на природе отдыхать. Работать везде тяжело,
а в селе за спасибо или за гроши людям не хотелось.
Все оказались в городах и ПГТ.
Оставшиеся, либо герои, либо синяки.
Бабушки, которые не хотят оставлять родной дом в 80, отдельная категория.
Их больше всего жалко.
Женщина в больнице рассказывала про свою брошенную деревню.
Сдает сейчас домишко строителям.
- Сердце кровью обливается, смотреть на заколоченные брошенные дома.
Сколько нас здесь по улице в детстве бегало, а сейчас 3 дома осталось жилых
от села.
Батя # 5 июля 2015 в 23:03 +2
сердце обливается ещё сильней когда смотришь на фермы в европа-америках 4356 у них есть у нас нетбумаю все прекрасно понимают почему потому что у них есть руки и мозги а у нас как всегдас 4356
0 # 5 июля 2015 в 23:14 +2
Да уровень жизни хоть немного выше и расстояния меньше. В той же Польше.
Из села каждый день на рынок везет поляк шампиньоны или яблоки на своем микроавтобусе.
А у нас перекупы за мясом лет 15 ездят, а раньше что?
Приезжают бабульки с дедульками из окрестных деревень с молоком, овощами и
зеленью на рынок.
Потом на земле стали располагаться, что бы местовые не платить.
А сейчас наездийся по этим маршрутам в автобусе.
Так и ездили, кто недалеко от города, а остальные?
Кто по трассам, выносят ведра на трассу с картошкой, яблоками,
грибами и остальным.
Чуть подальше от городов, районных центров и трасс все заросло и разваливается.
Батя # 5 июля 2015 в 23:20 +1
да дело не только в расстояниях сам рынок настроен местное не брать даже если у наших дедулек бабулек дай им бог здоровья были возможности доехать то им бы сказали а какого хэ вы приехали? "крышу" дай на лапу дай везде дай в Европа -америках такого нет 4356
0 # 5 июля 2015 в 23:29 +1
Чего это? А зачем покупать у перекупщиков или у тех, кто в воду кладет для веса
огурцы, редиску, персики с абрикосами?
Только у бабушек.
Батя # 5 июля 2015 в 23:33 0
бабушкам у нас не дают торговать я вам про это говорю 4356 ну как не дают можно купить но надо для этого ко двору ехать 4356 тоесть никаких рынков этих как их блина ярморок 4356
0 # 5 июля 2015 в 23:39 +1
Я рядом с рынком живу. Пока еще можно купить у сельских.
Батя # 5 июля 2015 в 23:44 0
4356 не везде одинаково масло мажут 4356 надо помнить об этом хоть и сложно порой привычней грести под одну гребёнку 4356
0 # 5 июля 2015 в 23:17 +2
В Европах таким людям,которые работают в с/х все условия создаются гос-вом,а у нас только палки в колеса,есть люди молодые,которые хотят работать в селе,ну не хотят они в город,но единственное на что у них хватает сил-это вести хотя бы для себя хоз-во,все сдается за бесценок ,так лучше им для себя работать.душа и вправду болит за село..
0 # 5 июля 2015 в 23:26 +1
Да Наташа. Начиталась я сегодня, как в СССР ценовую политику строили с колхозами.
За 10 к. покупали, по 1 р 50 к. продавали в городских магазинах.
Сейчас хоть какие-то магазинчики есть и товар хозяин завозит.
Раньше сплошные авоськи с хлебом черным и пакеты с мороженным на
автостанциях, привычная картина.
Батя # 5 июля 2015 в 23:27 +1
знаете пожить в таком зажиточном хуторе как например Гоголь пишет вот в таком с удовольствием тоесть я даже на болячки не посмотрю был бы согласен жить на селе будь оно нормальное оно такое было когда то давно давно до опричнины это вот так глубоко всё это идёт изнасилование с тех самых пор не в вчера не позавчера началось
0 # 5 июля 2015 в 23:36 +1
Там с болячками не нужны.
Там батраки нужны или зажиточности не дождешься.
Семья большая и работящая нужна и погода без засух и долгих дождей,
зимы снежные.
От погоды полная зависимость.
После засух тоже вымирало население сельское.
Случались они достаточно часто. Раз в 15-20 лет точно и чаще.
Голодомор точно не был спланирован сталинским правительством.
Батя # 5 июля 2015 в 23:40 0
Там батраки нужны
я вам тайну открою великую они везде и всюду нужны
Там с болячками не нужны.
нигде не нужны но мы есть и сдыхать не собираемся 4356
Машенька # 5 июля 2015 в 22:35 0
Смрада там нет, не выдумывайте. Заявляю вам, как человек, семья которого долгое время держала корову, свиней, кур, уток и гусей. Конечно, пахнет на скотном дворе отнюдь не парфюмом, но и ужасающего смрада, о котором вы твердите, нет, если за животными регулярно ухаживать и содержать в чистоте. И вы ошибаетесь насчет того, что молодежь не хочет заниматься тяжелым практическим трудом. Сейчас многие перебираются из городов в деревню - и готовы работать на фермах, доярками теми же. Приезжают молодые семьи, оседают, обрабатывают землю, заводят скот, работают, и не сожалеют, что уехали из города.
0 # 5 июля 2015 в 22:45 +2
Неправда. В гости к бабушке приезжала старая знакомая,
всю жизнь проработавшая на ферме.
От нее шел сильный специфический запах.

Если едут многие в село, напишите статистические данные, сколько % перебрались за последний год или 5 лет?

Я знаю 1 переехавшую семью с севера. Там работали все на зоне. Зону закрыли, работать стало негде.
Но они не из города переехали, просто регион поменяли.
0 # 5 июля 2015 в 22:50 +2
Эллочка,правду пишешь--запах он кажется на всю жизнь остается,мама -доярка и хозяйство было,как ни убирай,а запах есть,разве что туалетной водичкой побрызгать
Igor # 5 июля 2015 в 22:10 +2
Хорошая тема. Много интересных фотографий. Много наш народ потерял самобытного за свою трагическую историю. Во многом сами виноваты, а во многом и другие как то немец фотограф.
0 # 5 июля 2015 в 22:27 +2
Спасибо ему за дневник и фотографии. Относился он к русским хорошо и отвечали
они ему тем же. Военная обязанность не всех делает фашистами, садистами и
нациками. Теперь собственных хватает, лучше бы землю пахали не по собственному
желанию, так по принуждению гос.органов. Польза была бы хоть какая-то. girl_crazy
Nadja # 5 июля 2015 в 22:35 +3
Очень хороший блог,читала все с мыслью "Многострадальный русский народ "
Яна # 6 июля 2015 в 00:02 +2
Точно такие же чувства испытала, читая материалы. Какая нищета!.. Бедный несчастный забитый русский народ! И безропотный к тому же. Как выиграли войну? Какими силами? Остается только удивляться. Понравились наряды деревенские, действительно, как различались в разных губерниях! Почему не сохранили свою историю, культуру одежды, самобытность? В общем, вопросов больше, чем ответов...
0 # 6 июля 2015 в 03:52 +1
Больно за страну сейчас.
Начнешь в документах и письменных свидетельствах ковыряться, опять больно.
Жалко Россию, жалко народ.
Видимо не до того правительствам, что бы потенциал развивать.
Было чуток при СССР, с очковтирательством и перегибами, конечно,
но все таки было в некоторые годы, для некоторых категорий населения.
И сплыло... мозги тоже сплыли, а те что остались, как всегда никому не нужны.
Батя # 6 июля 2015 в 04:20 0
всё шо нажито непосильным трудом всёж погибло 4356 вспомнилось мене должны знать откуда 4356