Старательный стажёр

Автор
Опубликовано: 3334 дня назад (18 марта 2015)
+3
Голосов: 3
.
Подробности следующей зарисовки, вероятнее всего, больше будут оценены людьми, знакомыми с водительским трудом не понаслышке.
На «ЛиАЗе-677», известном в среде эксплуатационников под прозвищем «луноход», гидромеханическая коробка передач (ГМП) размещена под полом пассажирского салона, а открывающий доступ к ней люк находится прямо напротив передней двери. Когда поднимаешь этот люк и проверяешь при помощи щупа уровень масла в коробке (это положено делать периодически), а кто-то из пассажиров находится в салоне (иногда получается и так), то наиболее «продвинутые» из них, бывает, принимают коробку с виду за двигатель и даже рассуждают потом о таком его «неудобном расположении». Но сейчас не об этом.

Корпус ГМП не оснащён дополнительной пробкой, и поэтому масло в коробку приходится заливать через отверстие, в которое вставляется контрольный щуп. Для этого существуют специальные воронки, и необходимо бывает предварительно разогреть предназначенное для заливки масло (например, поставив ёмкость у отопителя в кабине), чтобы оно смогло протечь через узенькое горлышко и трубку. (Вообще-то масло полагается заливать специальное, но в те годы – «по бедности» – лили обычный автол, тот же самый, что и в двигатель; на смену выдавалось на «ЛиАЗ» пять литров масла, а на «ПАЗ», как сейчас помню, три).
И был стажёр, которого, естественно, этим и многим другим премудростям обучали. Он уже знал, к примеру, что без нужного давления в коробке при включении задней передачи будет включаться первая, и можно наделать дел, пытаясь, к примеру, отъехать задним хо-дом от посадочной площадки автовокзала, не посмотрев предварительно на манометр. Поэтому однажды, уже ближе к концу стажировки, ему и доверили самостоятельно подготовить машину к выезду (эти навыки должны быть у каждого в порядке вещей) и подогнать её к диспетчерской.
Время идёт, а его всё нет. Опоздание на выходе из парка – случай подотчётный, не-приятностей не надо никому, и мы пошли по направлению к крытой стоянке посмотреть, в чём дело. Видим – машина стоит уже на улице, всё вроде бы в порядке, а стажёр в странной позе находится в кабине при откинутом внутреннем капоте и с видимым усердием совершает какие-то действия.
Оказалось – всего-навсего доливает масло в двигатель. Но. С использованием «коробочной» воронки и через щуп.
Немая сцена. Сперва подумали – такой юмор у человека (а в пять утра перед сменой, да ещё и опаздывая, шутить особо никому не хотелось, так что могло дойти и до рукоприкладства, с этим было просто). Однако выяснилось, что человек, не обнаружив на клапанной крышке «ЗиЛовского» двигателя (на ликинские и львовские автобусы устанавливалась его форсированная модификация, она же шла на бензиновые «Уралы») пробки для залива масла, как на известных, наверно, ему моторах «ЗМЗ», стоящих на «ПАЗиках», вполне искренне решил, что следует поступать аналогично, как учили при доливе в ГМП, поэтому предварительно добросовестно подогрел полученное масло (на это и ушло время) и начал потихоньку заливать его через щуп. О наличии специальной маслозаливной горловины, притом снабжённой дополнительным воздушным фильтром, вполне удобный доступ к которой открывался через передний капот, стажёр даже не подозревал…
«Учите матчасть!» - неизменно повторяли старые наставники в учебных комбинатах советских лет. Но данному призыву внимали не все и в те благословенные времена. В современных же автошколах об этом, видимо, прочно позабыто…
Комментарии (1)
Талер # 12 июня 2015 в 05:35 0
Сергей а про стажеров и новичков много же баек напишете еще , я знаю парочку но они не приличные