Колобок

Автор
Опубликовано: 3902 дня назад (11 сентября 2013)
Редактировалось: 1 раз — 12 сентября 2013
+8
Голосов: 8
.
Сюжет сказки «Колобок» настолько прост, что с первого прослушивания врезается в память так, что, вернувшись к нему повторно многие годы спустя, уже для того, чтобы рассказать внукам, любой из нас без труда вспомнит все его незатейливые коллизии.

Итак, некие дед и баба, находящиеся, как бы мы сказали сейчас официальным языком, в трудной жизненной ситуации в канун праздника из последних остатков муки пекут шарообразный хлебец –колобок. Оставленный остужаться у открытого окна, колобок внезапно оживает, соскакивает с подоконника и отправляется в самостоятельное путешествие. По дороге ему последовательно встречаются заяц, волк, медведь и лиса. Каждое из животных выказывает к необычному путешественнику гастрономический интерес. Колобку удаётся без труда удрать от первых троих, однако, у лисы, благодаря хитрости, получается колобка проглотить. Тут и сказочке конец!

Взбалмошное хлебобулочное ещё наслаждается семейной идиллией, но дорога уже зовёт его…


На первый взгляд сакрального смысла во всём в этом не больше, чем в яичнице. Ну, укатился у двух престарелых недотёп кусок хлеба. Ну, потрепали его лесные обитатели. Ну, сожрала его лиса… И?

Смыслов в сказке про колобка больше, чем действующих лиц.

Некое пособие для начинающих родителей, например, советует объяснять дорогим чадам эту сказку, как аллегорию тщеславия. Дескать, зашифровано в ней следующее: колобок много возомнил о себе, переоценил свои силы, сбежал из семьи, насмехался над ближними – я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а от тебя и подавно уйду! – и, ослеплённый гипертрофированным самомнением, стал, как последний лох, жертвой проходимки-лисы.


Наш «ведический юморист» Михаил Николаевич Задорнов в своей версии так же не хочет видеть в колобке Солнце. Слово «колобок» он переводит по методике одиозного академика В.А. Чудинова как «на боку вокруг Солнца» и подразумевает под этим термином нашу грешную планету. А заяц, волк, медведь и лиса символизируют последовательно сменяющиеся четыре ведические эпохи и гибель нашего Мира по их окончании.

Итак, прежде всего, кто же такое колобок? В.И. Даль «Толковый словарь живаго великорусского языка» издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881 год, том II, стр. 138: «Колоб, колобок, колобочек, колобур, колобух, колобушек, колобуха, колобушка, колобка, колобан, колобашка, колобанчик, колобишка, колобища – скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец, небольшой круглый хлебец, кокурка, толстая лепёшка, клецка из пресного теста».

Памятник колобку в Донецке (спасибо www.3kolobka.ru).


В основе всех его имён – корень «коло». Дословно коло означаеткруг, окружность, обод, обруч, колесо. От этого корня происходят слова около, околица, коломыка (бродяга), колобродить (ходить вокруг да около), коловорот, кологривый (о животном с пышной гривой по обе стороны шеи), колокол, Коломна… А священный арийский солярный символ свастика на Руси прозывался коловрат – дословно «круговое вращение».


Слово коло входило в имя символа Солнца не случайно, потому, как, хотя оно и обозначало круг вообще, для наших предков, прежде всего, это был солнечный круг в значениях и самого светила (солнечное колесо), и его пути по небосводу. И сферический хлебец со множеством имён был не заурядным пунктом меню, а ритуальной пищей, символизирующей Солнце. Вот и в сказке про колобка речь идёт, конечно же, не о куске хлеба, а о нашем дневном светиле.

Создателями колобка в сказке выступают анонимные старик со старухой. В них без труда опознаются самые популярные после Ивана-царевича персонажи русских сказок дед да баба. О том, что под этими псевдонимами скрываются славянские языческие боги творец-прародитель Сварог и матерь богов Сва (Слава) я писал в исследовании «Послание нерождённым». Каюсь: то, что было написано про них в той статье – донельзя примитивизированная схема. Поддавшись популизму, я дал там упрощённое объяснение, что Сварог – дед и отец богов, а Сва – его дочь и супруга. По людским понятиям оно, конечно, так, но на самом деле, всё куда как сложнее и мерить богов мерками смертных просто некорректно.


Начнём с того, что, несмотря на обширный языческий пантеон, наши предки отлично понимали, что на самом-то деле Бог один, а все многочисленные божества – не более, чем Его проявления. «Аще блудят иные, которые улещают богов, разделив их в Сварге. Извержены они будут из рода, как не имеющие богов. Разве Вышень, и Сварог, и иные суть множество? Ибо Бог есть един и множественен, и пусть никто не разделяет того множества и не речёт, якобы имеем богов многих» («Велесова книга», II 30). Это очень сложная философская концепция! Фактически, это азы монотеизма, до которого «просвещённая» Европа дойдёт только после знакомства с иудео-христианством.

Изначальным и предвечным божеством по представлениям наших предков был Род. Он существовал ещё до рождения нашей Вселенной, пронизывая собой абсолютную пустоту. Очень созвучно, кстати, с «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и дух Божий носился над водою» (Бытие, I 2). Еврейские теологи не рассказали нам ничего о самом процессе творения – «Библия» с места в картер начинается с «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие, I 1). Зато прекрасно информированы были об этом славянские волхвы.

Проводя параллели с традиционной конфессией, надо сказать, что Род в тот момент был подобен христианскому Святому Духу – аморфен и нематериален. Но для того чтобы создать материальную Вселенную, Роду требовалось самому материализоваться. Он воплотился в космотворящую птицу – утку или, по другой версии, гоголя – и снёс яйцо на воды первичного океана. Причём, в том яйце он сам же и был заключён. Очень сложный философский пассаж!

Сколько миллионов лет качалось Мировое яйцо на первичных водах – нам не ведомо, но однажды, когда пришёл срок, оно разбилось и из него вышел Сварог – мужская ипостась Рода. Сварог стал аналогом иудейского Яхве или христианского Бога Отца. Из обломков Мирового яйца он создал три Мира нашей Вселенной – верхний Мир богов (Правь), средний Мир людей (Явь) и низший Мир мёртвых (Навь).

Константин Васильев «Сварог-прародитель».

Когда все Миры были созданы, встал вопрос об их заселении. Тогда силой мысли Сварог создал Сва, которая, хотя теоретически приходилась ему дочерью, фактически являлась женской ипостасью Рода. От этой пары богов-прародителей, бывших на самом деле мужским и женским началами единого бога Рода, и народилось подавляющее большинство богов и богинь славянского пантеона, а от них, впоследствии, произошли и простые смертные. «…Так мы начинали, великую славу ему воспевали, Сварога – Деда богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог – старший бог рода божьего и всему роду – вечно бьющий родник…» («Велесова книга» IIа).

А для Матери Сва со временем детородная функция стала основной и она превратилась из сложного божества женской энергии, одного из воплощений огня и повелительницы ветров в банальную домохозяйку – богиню любви и брака Ладу.

Матерь Сва (Слава).
[/b]

Без её участия Сварог произвёл на свет только одного сына –Дажьбога. Дажьбог родился от искры, высеченной ударом молота Сварога об Алатырь-камень и упавшей в реку Рось, где от неё забеременела тамошняя русалка с тем же именем. Упоминаю я его здесь не только потому, что русские по языческой традиции считаютсяДажьбожьими внуками, а более потому, что Дажьбог – это солнцебог. И поскольку в сказке про колобка речь идёт о Солнце, то этот факт может нам пригодиться.

Дажьбог на солнечной колеснице, запряжённой грифонами.


Мы выяснили неоспоримый факт: сказка про колобка есть ни что иное, как упрощённое изложение космогонических представлений древних славян. В частности, зачин сказки отображает их взгляды на сотворение богами-прародителями Солнца, выведенного в образе горячего ритуального хлебца колобка.

Оставленный остывать на окне он внезапно оживает и пускается в путь. Эту аллегорию надо понимать так: Сварог – владыка небесной сферы. Каждая звёздочка на ней – окно, через которое он наблюдает за нами. Через такое «окно в небосводе» Солнце ускользнуло от Сварога и начало свой путь среди звёзд или, научно выражаясь, по эклиптике.
Теги: сказка
Комментарии (8)
Алёна.ру # 12 сентября 2013 в 06:11 +6
встречала славянский гороскоп...там чертоги волка, медведя,и пр...
вот такой колобок...детская сказка)))
Равия # 12 сентября 2013 в 06:53 +6
вот такой колобок...детская сказка)))
Мне нравиться, спасибо.
0 # 12 сентября 2013 в 08:01 +6
очень познавательно,теперь надо все прочитанное обдумать.
0 # 12 сентября 2013 в 09:24 +6
Вот ещё тема smile159

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков
за движением Месяца по Сварожьему Кругу (небосклону, Сва обозначает — небеса):
от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы).
«Замес» Колобка — полнолуние в данной сказке происходит
в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва).
Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, то есть каждый из встречающихся Чертогов
Лебедь, Ворон, Медведь, Волк — «съедают» часть Месяца.
К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается —
Мидгард — Земля (по современному-планета Земля) полностью закрывает своей тенью Месяц от Солнца.

С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии,
им показывали данные Чертоги (созвездия) и они образно изучали звёздную карту мира.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В. Даля):
Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается.
Это про Небеса и Ярило — Солнце.
Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка?
Подмешали румян в тесто? Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям.
В Славянском Круголете 16 чертогов (созвездий), и они имели иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака.

Читаем неискажённую сказку Колобок
Или в другом изложении
veda-wiki.ru
Алёна.ру # 12 сентября 2013 в 19:47 +2
Денис,спасибо!
так проще и понятнее... 3
Алёна.ру # 12 сентября 2013 в 20:28 +2
Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается.
поэтично как...
0 # 12 сентября 2013 в 10:09 +7
Вопрос 1. В каком веке была записана Велесова книга?
★ Олег ★ # 12 сентября 2013 в 10:29 +6
Велесова книга — письменный текст, впервые опубликованный в 1950-е годы русскими эмигрантами Ю. П. Миролюбовым и Ал. Куром (А. А. Куренковым) в Сан-Франциско. Согласно рассказам Миролюбова, списан им с утерянных во время войны деревянных дощечек, якобы созданных примерно в IX веке. Содержит предания, молитвы, легенды и рассказы о древней славянской истории примерно с VII века до н. э. до IX века н. э.

Википедия