Пелевин и Улицкая вместо Лескова и Куприна

4 января 2013 - Алёна.ру
Пелевин и Улицкая вместо Лескова и Куприна

 

 

     В школах, уже в который раз, собираются ввести модернизацию программы по литературе. Учителя не довольны складывающейся обстановкой, и заранее готовятся к обороне и бьют тревогу. В «обновлённой» программе в четыре раза увеличены часы для изучения современных писателей, а некоторым классикам там не нашлось места. Исключены Куприн, Лесков, Алексей Толстой.

 

 

     Алексей Фёдоров, учитель литературы, а также кандидат филологических наук и заведующий редакцией литературы издательства «Русское слово» считает, что потеря Лескова колоссальна, и тем более на фоне Пелевина. Лесков это классика, и он обязателен в школьном списке, с ним должен познакомиться каждый ученик, и речь идёт не о читательских предпочтениях. Если хотим сформировать чувство национальной идентичности и принадлежности к национальной культуре, то знать Лескова необходимо. Другое дело, если не нравится Лесков, это вопрос выбора в дальнейшем. И это никак не связывается с программой обучения школьников.

 

 

     Такие авторы как Виктор Астафьев, Николай Рубцов, Александр Вампилов ранее были не обязательны, можно было выбрать и других, но они традиционно изучались в старших классах. В новую программу они не вошли. И вместе с этим значительно увеличился список современных авторов второй половины ХХ века. Стали обязательными для изучения 16 авторов. Дополнительно к традиционным – Василь Быков, Василий Шукшин, Юрий Трифонов, Валентин Распутин, Виктор Некрасов в программу вошли Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Владимир Маканин, Анатолий Гладилин, Василий Аксёнов, Юрий Бондарев, Юрий Домбровский, Асар Эппель, Анатолий Рыбаков, Юрий Рытхэу. При этом вариантов модернизированная программа не предлагает.

 

 

     Число обязательных авторов для старших классов выросло с 40 до 50, и вместе с этим прошло сокращение уроков литературы до двух в неделю. В таком режиме явно изучить исключённых авторов факультативно не удастся.

 

 

     Кандидат педагогических наук, учитель литературы, Валерия Лазарева, также негативно отнеслась к новой, модернизированной программе. Как можно добавлять произведения и вместе с тем сокращать часы по предмету? Это вынуждает проходить классику поспешно, поверхностно, не доходя до сознания, до сердца.

стоматология на кутузовском проспекте 

 

     Новое поколение выбирает интернет и эсэмэски, ученикам некогда читать классические произведения, где каждое слово нужно прочитывать. Классическая литература передаёт нравственные ценности, воспитывает. Раньше на изучение «Войны и мира» уделяли 22 урока, время для внимательного, спокойного прочтения. Научить детей читать текст, анализировать его и понимать – самое сложное. Тургенева, Достоевского, Лескова, Толстого необходимо читать медленно.

 

 

     Ранее программа включала в себя необходимый минимум и возможность различных вариантов, они тоже были прописаны в тексте программы-стандарта, в зависимости от наличия часов, и от возможностей учителей. На экзамене больше этого минимума не спрашивали. Новый образовательный стандарт, утверждённый в июне 2012 года, классиков обязательных для изучения в школе не включает.

 

 

     Новая программа по литературе, с учётом новых стандартов образования, уже появилась в книжных магазинах, в отдельных школах она уже введётся со следующего года, пока в виде эксперимента. В силу она вступит с 2020 года. Программа составлена Российской академией образования (РАО).

 

 

     Школьные учебники, прежде чем попасть в федеральный список, проходят рецензию в РАО. Сомневаться в авторитетности предложенного списка не приходиться. В дальнейшем перечисленные в методичке произведения будут служить ориентиром при составлении учебных программ, войдут во все учебники литературы и в задания ЕГЭ.

 

 

     Получить представление о современной литературе, и знать её конечно нужно. Во всех современных учебниках для старших классов имеется раздел, который посвящён литературе ХХ — начала ХХI века, творчество писателей там освещено с разной степенью подробности. Но изучать Улицкую, Пелевина и Петрушевскую на уровне романа «Евгений Онегин» недопустимо.

 

 

     Школьные годы – пора юности, пора романтизма, оптимизма, веры, время для открытия светлых образов. Улицкая прекрасный автор, и уже стала частью нашей литературы, как Пелевин и Маканин. «Казус Кукоцкого» Улицкой  такая мрачная вещь, взрослая книга, не самое лучшее её произведение. Где тут взять веру и романтизм, если в жизни окружает интернет, так ещё и классику убирают.

 

 

     Дмитрий Быков, писатель и журналист, выразил мнение, что при составлении программы обучения необходимо давать право выбора учителю, формировать окончательный список литературы. Лучшим учебником, по его мнению является учебник И.Н. Сухих, так как включает большой список авторов советского периода – Шукшин, Трифонов, Платонов, Стругацкие, Гроссман. Чем больше будет авторов этого периода, тем лучше, потому что это литература живая, интересная.

 

Похожие статьи:

НовостиДом Конана Дойля превратят в школу для детей с ограниченными возможностями

НовостиПервая в РФ школа английского языка для инвалидов заработала в Томске

НовостиВ 2014 году школьники с ограничениями по здоровью смогут сами выбрать форму ГИА

НовостиПрава ребенка-инвалида были нарушены мэрией Еревана

Новости21 марта начнет свою работу "Школа принимающих родителей"

СтатьиОсновные проблемы российского образования

НовостиМосковской школьнице с ДЦП не дают поступить в институт

Детская инвалидностьИгнорируй меня. Почему дети с аутизмом остаются в ауте?

НовостиИнклюзивное обучение детей с ОВЗ, введут за счет регионов и семей

Истории из жизниДрево желаний

НовостиЛитературный конкурс

Рейтинг: +3 Голосов: 3 1744 просмотра
Комментарии (4)
★ Олег ★ # 5 января 2013 в 07:02 +1
Лучшим учебником, по его мнению является учебник И.Н. Сухих, так как включает большой список авторов советского периода – Шукшин, Трифонов, Платонов, Стругацкие, Гроссман. Чем больше будет авторов этого периода, тем лучше, потому что это литература живая, интересная.

Исключены Куприн, Лесков, Алексей Толстой.

Куда мы катимся, лет через 20 в школе, по литературе, будут изучать Донцову и Маринину
Алёна.ру # 6 января 2013 в 21:50 0
Была попытка как-то прочитать "Казус Кукоцкого"...мрачновато и обилие физиологических подробностей,не дочитала....
к чему это знать школьникам?...
es
0 # 9 января 2013 в 10:48 0
Планы «Хабад» относительно Российской школы, текст был озвучен в 1990г.

Будет проведена гуманизация образования, в результате чего предметы, структурирующие
мышление левого и правого полушария мозга, будут уменьшены и деструктурированы:
а) Язык и литература,
б) Физика и математика.
Об истории говорить нечего. Мы дадим быдлу свой взгляд на историю, где покажем, что вся
человеческая эволюция двигалась к признанию богоизбранной нации иудеев властелинами над всем миром.
Мы не допустим в этих странах развития науки. А ядро учёных (Академия наук) будет состоять из наших людей.
Алёна.ру # 9 января 2013 в 23:17 0
Всё к тому чтобы поколение было легко управляемо