О понимании ценностей жизни
Автор
|
Опубликовано: 3521 день назад ( 2 апреля 2015)
Рубрика: Философско-мировоззренческое
|
+4 Голосов: 4 |
Этот рассказ не претендует на назидательность. Было бы неправильно навязывать или даже рекомендовать кому-либо то, до чего человек, безусловно, должен дойти сам. И здесь автором излагаются лишь те позиции его индивидуального мировоззрения, которые сформировались в течение жизни, а также по возможности анализ предпосылок их формирования. Если же кого-нибудь изложенное побудит задуматься о собственной жизни и путях её улучшения, и он в результате придёт уже сам к каким-либо выводам, - тогда, можно считать, цель была достигнута.
С чего начать рассказ? Может быть, с истории взглядов на жизнь, с того момента, когда впервые об этом задумываешься, - с детства? Но детство есть детство, с тех пор прошло много времени, а главное, мысли и мечты той поры были в общих чертах примерно одинаковыми у всех и диктовались в основном внешними источниками и требованиями. Многие вещи начинают теперь казаться по меньшей мере наивными, однако понимание истинных ценностей, по моему глубокому убеждению, может дать только личный опыт, и поговорку «на своих ошибках учатся только (известно кто)» я никак не считаю верной. Пока на своей шкуре не попробуешь… Например, сравнительно долго основной целью жизни мне казалось построение карьеры (слово-то какое!), и пределом мечтаний была достаточно высокая чиновничья должность… Побывав на практике в данной шкуре, сейчас смотрю уже, не побоюсь слова, с отвращением на всю эту, по-другому не скажешь, клоаку (чиновничье сообщество). Ну и помимо того, что противно, это оказалось весьма скучно, неинтересно.
Видимо, начать следует всё же с изложения некоторых соображений по поводу того, чем вообще обуславливается то или иное человеческое поведение, понимание человеком каких-либо процессов и соответственно его реакция на них.
Следует оговориться, что в данном случае мне представляется логичным исходить из двух основных вводных:
а) отсутствие бога или какой-либо иной мистической «высшей силы»;
б) реального наличия заранее определённой последовательности человеческой жизни («судьбы») (далее по тексту – С.).
Антинаучное объяснение существования С. было дано человечеством сразу же после возникновения первой религии и имело, естественно, «божественную» основу, что автоматически перекрыло все возможные пути поиска какого-либо другого объяснения.
Однако представляется совершенно естественным, что человечество на современном этапе его развития не может быть удовлетворено указанным объяснением; таким образом, возникает необходимость научного объяснения существования С. как основополагающего фактора развития человеческого общества.
К сожалению, в настоящее время подобного объяснения не существует, более того, не существует даже сколь либо чётко выраженной гипотезы реального происхождения С. В своё время мной была предпринята попытка предложения варианта гипотезы, безусловно корректной с точки зрения современной научной мысли, но, несомненно, требующей дальнейшей, более основательной разработки. Постараюсь вкратце изложить её суть.
Для начала необходимо определить, что конкретно является источником всех событий жизни человека. Не вызывает сомнения, что таковым источником являются поступки или действия самого человека (конечно, если рассматривать события с единственно допустимой – материалистической точки зрения). Большинство людей ограничиваются таким объяснением, не задумываясь о том, что же является причиной или источником самих поступков (условно говоря, совершения человеком конкретного поступка в конкретный момент времени). Каков же механизм реализации человеческих поступков?
Некоторые могут сослаться на импульсы, посылаемые головным мозгом человека через спинной мозг рабочим частям организма человека. И это, безусловно, не вызывает сомнения. Однако возникает тот же закономерный вопрос – что определяет появление того или иного импульса в конкретный момент времени. И на этом все логические объяснения заканчиваются (разумеется, речь в данном случае не идёт об импульсах, продуцируемых соматическими процессами в организме (сердцебиение и пр.)).
С точки зрения современной науки, такие импульсы являются результатом слабых электрохимических реакций, протекающих в тех или иных участках коры головного мозга. Что же служит толчком для возникновения таких реакций?
Представляется возможным допустить, что причиной колебания напряжённости электромагнитного поля головного мозга и, как следствие, возникновения и протекания соответствующих реакций (наличие поля не вызывает сомнений, как и широкий диапазон его напряжённости, как и имеющаяся у некоторых индивидуумов возможность самостоятельного изменения уровня этой напряжённости и даже осуществления воздействия на поля других индивидуумов (гипноз, экстрасенсорика и т.п.)) являются определённые внешние факторы, никоим образом не зависящие ни от отдельного человека, ни от человечества в целом. Можно предположить, что таковым фактором является глобальное магнитное поле (по типу гравитационного), не фиксируемое современными приборами, но, несомненно, существующее (возможно, не в единственном числе; скорее всего, в космическом (а не в планетарном) масштабе). Природа возникновения такого поля не ясна (как не ясна и природа самой Вселенной); допустимо предположить, что наличие такого поля является необходимым условием возникновения разумной жизни вообще и последующего её существования. Не исключено, что образование поля оказалось результатом взаимодействия определённой совокупности планет или иных небесных тел, в том числе и за пределами Солнечной системы, возможно, определённое влияние оказывают и геологические факторы (движение литосферных плит и т.д.).
Исходя из данной гипотезы, представляется возможным объяснение причин возникновения и гибели тех или иных цивилизаций в процессе развития человеческого общества (колебаниями напряжённости поля под воздействием вселенских факторов – например, образованием и разрушением космических объектов и т.д.) и многих других событий (ранее не получивших приемлемого объяснения).
Учитывая всё вышесказанное, С. нельзя рассматривать как нечто «предначертанное» кем-то кому-то; тем не менее можно с определённой долей уверенности сказать, что все поступки человека в любой момент времени в течение его жизни (т.е. его С.) будут зависеть только от вектора напряжённости названного поля, который, естественно, от человечества не зависит и зависеть не может.
Таким образом, все рассуждения о том, что человек может сам влиять на свою С., оказываются полностью несостоятельными и являются, по меньшей мере, самообманом.
В продолжение данной гипотезы можно отметить, что возникновение безусловно существующих наследственных признаков (немаловажных факторов, определяющих С.) как следствия определённого положения хромосом также объясняется воздействием рассмотренного поля (если предположить, что хромосомы как микроскопические частицы обладают пусть малым, но отличным от нуля потенциалом) и, можно сказать, «запрограммировано» задолго до рождения конкретного человека (видимо, это «задолго» соответствует «возрасту» поля, который может составлять миллионы лет (по земному летоисчислению)).
Теоретически говоря, попыткой обосновать данную гипотезу можно считать возникновение лженауки – астрологии, однако она, очевидно, несостоятельна с точки зрения современной научной мысли. Требуется проведение массы фундаментальных исследований как в области медицины, так и в области геофизики, астрономии и многих других сопутствующих дисциплин.
Не вызывает большого сомнения и то, что корни таких явлений человеческой жизни, как интуиция, предчувствие, любовь и т.п., а также психических (да и практически всех остальных) заболеваний находятся именно в воздействии внешних факторов (полей) на электромагнитное поле головного мозга конкретного человека.
В заключение необходимо обрисовать одно из возможных последствий исследования глобального поля как источника С.
Не исключено, что побочным продуктом таких исследований станет появление новых способов управляемого воздействия на психику человека, что в конечном итоге может привести к ослаблению управляющей роли указанного глобального поля в С. всего человечества и как следствие – разрушение всей человеческой организации (как любой дисбалансированной системы). Следовательно, к решению данной проблемы необходимо подходить с максимальной осторожностью и уверенностью в безопасности последствий её решения.
Делая вывод из вышесказанного, можно сказать одно: мы такие, какие есть, и упрекать себя за это, а также стыдиться чего-то просто нелепо; это не более логично, чем быть недовольным, к примеру, цветом неба и пытаться его изменить. Следовательно, важно просто быть Самим Собой, и главное, чего необходимо достичь – это гармонии с жизнью. Именно это, и ничто иное, и есть основной целью существования каждого человека.
Как важная составляющая часть Гармонии понимается Свобода с большой буквы. Причём, находясь в практически не зависимом ни от кого положении, сперва начинает ощущаться чисто практическая личностная свобода. Например, в противоположность годам, когда я мотался по командировкам, занимая ответственный пост в большой энергетике, принимал определённые решения, посещал регулярно столицу, имел практически неограниченный материальный ресурс… Платой за всё были бессонные от нервного напряжения ночи, необходимость подчинения любым требованиям и прихотям вышестоящих и многое другое. Как ни странно, но освободиться необходимо было именно от этого, и тем обстоятельствам, которые позволили это сделать, я реально благодарен.
Следующим шагом как раз и является освобождение от иллюзий и ложных ценностей внутри себя, которые формируются зачастую на основании сложившихся общественных условностей и догм. Понимание истинного значения великой философской дилеммы – «Иметь или Быть». Проще говоря, что важнее для человека: тупо следуя формальным стереотипам, стремиться к достижению каких-то условных целей, например, общественного статуса и т.д., на поверку оказывающихся абсолютно ложными, при этом уплачивая достаточно высокую цену – собственную свободу, достоинство, здоровье, наконец? Или же жить и радоваться каждому прожитому и наступающему дню, не думая об этом предстоящем дне с тревогой и страхом?
Здесь было бы уместно сказать несколько слов о философии буддизма. Почему именно это направление? Необходимо отметить, что, когда сформировавшееся мировоззрение человека находит впоследствии подтверждение в каком-либо из общемировых учений, это, на мой взгляд, гораздо естественнее и правильнее, нежели чем наоборот. Не должно быть, как уже упоминал выше, внушения как такового – человек должен доходить по возможности сам; подвергнувшиеся же внушению (чем, к примеру, грешит миссионерство в широком понимании) – по меньшей мере просто слепы, а практически становятся рабами внушающего (для чего, собственно, это и делается во все времена, не исключая и нынешние, когда от навязывания христианства становится просто тошно). Таких немало, зачастую это лишь следствие их собственной ограниченности, к сожалению. Но эти люди и не задумываются о своём месте в этом мире по-настоящему, полурастительное (в моральном смысле) существование устраивает на самом деле многих, в том числе, как ни странно, и на достаточно высоких ступенях «общественного положения»; они же и диктуют новые догмы, необходимые для соответствия им. Единственным путём не испортить благодаря этому своё собственное существование можно считать только максимальное ограничение каких-либо взаимодействий с ними, с созданными ими структурами и сообществами. И к пониманию этого я постепенно пришёл сам; когда же выяснилось, что ещё за тысячи лет до возникновения того же самого христианства примерно в этом же направлении развивалось учение Будды, не мог не почувствовать удовлетворения. Всегда приятно, когда всё встаёт на свои места…
Речь в данном случае, конечно, должна идти именно о мировоззрении этого направления, а не о религиозном культе (впрочем, многие исследователи и не относят буддизм к религии как таковой, считая его именно Учением; с позиции атеиста склонен согласиться именно с такой точкой зрения). Не претендуя на глубокий разносторонний анализ данного учения, остановимся на основных его постулатах; бесспорно, многие из них требуют определённого «сглаживания» применительно к современным жизненным условиям, но «ядро» настоящего Учения всегда формулируется очень коротко, и именно в этом и состоит его смысл. Пути же реализации его могут в деталях, конечно, и отличаться от предлагаемых, не утрачивая, естественно, при этом своей сути. В этом, в частности, и состоит отличие учения от религиозного культа.
Что же трактует буддизм? Существуют так называемые «четыре благородные истины»: Вся жизнь – это страдание; Причина этих страданий – в привязанности к жизни (рождение – страдание, болезнь – страдание, отсутствие того, кого (или что) мы любим – страдание и т.д.); Как избавиться от страданий? – Избавиться от привязанности к жизни; -Что для этого нужно? – Следовать благородному срединному восьмеричному пути.
Другими словами, четвёртой истиной предлагается некий алгоритм поведения, позволяющий в итоге достичь некоего спасения, а говоря проще – гармонии с жизнью и благоприятного, комфортного, спокойного существования. Восьмеричный путь включает в себя соответственно восемь позиций, или звеньев одной цепи. Возражения, в принципе, не вызывает ни один из них.
Во-первых, это праведное воззрение, то есть знание и верное восприятие «четырёх благородных истин». Логично. Если человек никогда о них не слышал, то он, соответственно, и не может спастись. Только буддист способен понять истину и преодолеть сансару (чувственный мир).
Во-вторых, праведное стремление – решимость познавшего «благородные истины» человека действовать в соответствии с ними, практически реализовать в своей жизни. Оно материализуется в следующих трёх звеньях.
В-третьих – праведная речь, то есть речь, лишённая лжи, клеветы, грубости.
В-четвёртых – праведное действие, или поведение, исключающее уничтожение живых существ, воровство, другие наносящие вред поступки.
В-пятых – праведная жизнь (образ жизни), под этим понимается проявление решимости в честном способе добывания средств к существованию. Трудно не согласиться…
Последующие три звена относятся непосредственно к сознанию человека, к его внутреннему духовному миру.
В-шестых, это праведное усилие (или усердие), под которым подразумевается решимость постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения.
В-седьмых, праведное созерцание (или праведная память) – постоянное сосредоточение на том, что уже достигнуто и осознано на пути к спасению. Кроме того, память должна служить средством укрепления отрешённости от мирских дел и привязанностей.
И, наконец, в-восьмых – праведное размышление (самоуглубление, «дхьяна» – «медитация») как конечное звено постепенного самосовершенствования мысли, обретение глубокого внутреннего покоя и невозмутимости.
Пожалуй, возразить целесообразности изложенного действительно трудно. Основная мысль в итоге заключается в главном: буддизм не учит покорности, в отличие от прочих мировых учений и религий. Буддист не может быть рабом по определению. Но и бороться с порабощающими факторами он тоже не станет; просто устранится от них. Он свободен. Как в выборе своего пути, так и во всём остальном. Если источник средств к существованию (которые, увы, объективно необходимы) устраивает его лично, не вызывая внутреннего протеста, то не имеет никакого значения внешний статус этого источника (престижность профессии и т.д.). Если окружающие люди диктуют свои правила или придерживаются каких-либо собственных принципов – нет необходимости их в чём-то убеждать и что-либо доказывать. Гораздо спокойнее просто прекратить взаимодействие с такими людьми…
Более того, своё поведение вообще необходимо строить таким образом, чтобы по возможности меньше вызывать реакцию (какую-бы то ни было) на него со стороны окружающих, тем более – вынуждать их совершать какие-либо действия. (Здесь как раз очевидна одна из граней между употреблением и злоупотреблением спиртным: как только человек перестаёт быть способен именно на такой формат поведения – грань перейдена). Собственно говоря, сформулированный в местах лишения свободы принцип поведения, полученный как раз уж точно не путём кабинетных умозаключений и позволяющий обеспечить выживание в тамошних очень непростых во всех отношениях условиях, - «Не верь Не бойся. Не проси», - вполне применим и в повседневной жизни и представляет собой пусть грубую и предельно конкретную, но достаточно исчерпывающую формулировку изложенного.
Вероятно, меня можно с поверхностной точки зрения упрекнуть за стремление к созерцательному образу жизни, но кто сказал, что это плохо, если это подходит именно мне? Каждое действие автоматически рождает противодействие, и кому-то действительно необходимо совершить, к примеру, революцию, или войти в историю каким-либо иным образом, и без этого он вообще спокойно спать не будет. Да, такие люди есть, и без них не было бы прогресса и вообще развития человека, но, скорее всего, как раз именно в этом они и нашли свою собственную Гармонию, следовательно, оказались на своём месте. Мне же для спокойного сна необходимо именно отсутствие всего вышеназванного в личной перспективе, я не берусь переделать человеческое общество или совершить ещё что-нибудь глобальное, а заниматься каким-то продвижением ради собственного честолюбия и удовлетворения всё возрастающих (и чаще всего безусловно лишних) потребностей – это и есть погоня за ложными ценностями.
Конечно, никто не говорит о вступлении на путь отшельничества, перехода в монашескую общину и т.д. Самое главное – внутреннее следование собственным принципам и убеждениям. На практике это не мешает приспосабливаться к условиям окружающего мира. И в древности мирянин вполне мог стать «упасакой», то есть почитателем. Это не вносило в его быт и деятельность особых изменений. Он принимал на себя исполнение пяти моральных требований – отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, от употребления алкоголя (ну, допустим, от злоупотребления), соблюдение супружеской верности. Заповеди христианства появились тысячами лет позже и ничего нового, естественно, сказано быть не могло. Кроме того, в добродетель упасаки входила материальная поддержка монахов, не занимающихся материальным производством.
На самом деле следование означенным принципам позволяет достичь фантастических результатов и в общегосударственном масштабе – достаточно примеров развития восточных стран. Когда каждый, находясь в спокойствии и хорошем настроении, делает на своём месте с удовольствием интересное ему дело, итог всегда превосходит любые ожидания.
Таким образом, нет абсолютно никаких препятствий для улучшения своей собственной жизни и мироощущения. Оказывается, сложнее как раз воздвигнуть огромное количество никому не нужных мнимых препятствий и с большими трудностями их регулярно преодолевать, чтобы в конце концов убедиться, что на самом деле это никому не было нужно…
Жить же и осознавать, что тебя всё устраивает в своей жизни и она тебя радует – только ради этого и следует на самом деле жить…
С чего начать рассказ? Может быть, с истории взглядов на жизнь, с того момента, когда впервые об этом задумываешься, - с детства? Но детство есть детство, с тех пор прошло много времени, а главное, мысли и мечты той поры были в общих чертах примерно одинаковыми у всех и диктовались в основном внешними источниками и требованиями. Многие вещи начинают теперь казаться по меньшей мере наивными, однако понимание истинных ценностей, по моему глубокому убеждению, может дать только личный опыт, и поговорку «на своих ошибках учатся только (известно кто)» я никак не считаю верной. Пока на своей шкуре не попробуешь… Например, сравнительно долго основной целью жизни мне казалось построение карьеры (слово-то какое!), и пределом мечтаний была достаточно высокая чиновничья должность… Побывав на практике в данной шкуре, сейчас смотрю уже, не побоюсь слова, с отвращением на всю эту, по-другому не скажешь, клоаку (чиновничье сообщество). Ну и помимо того, что противно, это оказалось весьма скучно, неинтересно.
Видимо, начать следует всё же с изложения некоторых соображений по поводу того, чем вообще обуславливается то или иное человеческое поведение, понимание человеком каких-либо процессов и соответственно его реакция на них.
Следует оговориться, что в данном случае мне представляется логичным исходить из двух основных вводных:
а) отсутствие бога или какой-либо иной мистической «высшей силы»;
б) реального наличия заранее определённой последовательности человеческой жизни («судьбы») (далее по тексту – С.).
Антинаучное объяснение существования С. было дано человечеством сразу же после возникновения первой религии и имело, естественно, «божественную» основу, что автоматически перекрыло все возможные пути поиска какого-либо другого объяснения.
Однако представляется совершенно естественным, что человечество на современном этапе его развития не может быть удовлетворено указанным объяснением; таким образом, возникает необходимость научного объяснения существования С. как основополагающего фактора развития человеческого общества.
К сожалению, в настоящее время подобного объяснения не существует, более того, не существует даже сколь либо чётко выраженной гипотезы реального происхождения С. В своё время мной была предпринята попытка предложения варианта гипотезы, безусловно корректной с точки зрения современной научной мысли, но, несомненно, требующей дальнейшей, более основательной разработки. Постараюсь вкратце изложить её суть.
Для начала необходимо определить, что конкретно является источником всех событий жизни человека. Не вызывает сомнения, что таковым источником являются поступки или действия самого человека (конечно, если рассматривать события с единственно допустимой – материалистической точки зрения). Большинство людей ограничиваются таким объяснением, не задумываясь о том, что же является причиной или источником самих поступков (условно говоря, совершения человеком конкретного поступка в конкретный момент времени). Каков же механизм реализации человеческих поступков?
Некоторые могут сослаться на импульсы, посылаемые головным мозгом человека через спинной мозг рабочим частям организма человека. И это, безусловно, не вызывает сомнения. Однако возникает тот же закономерный вопрос – что определяет появление того или иного импульса в конкретный момент времени. И на этом все логические объяснения заканчиваются (разумеется, речь в данном случае не идёт об импульсах, продуцируемых соматическими процессами в организме (сердцебиение и пр.)).
С точки зрения современной науки, такие импульсы являются результатом слабых электрохимических реакций, протекающих в тех или иных участках коры головного мозга. Что же служит толчком для возникновения таких реакций?
Представляется возможным допустить, что причиной колебания напряжённости электромагнитного поля головного мозга и, как следствие, возникновения и протекания соответствующих реакций (наличие поля не вызывает сомнений, как и широкий диапазон его напряжённости, как и имеющаяся у некоторых индивидуумов возможность самостоятельного изменения уровня этой напряжённости и даже осуществления воздействия на поля других индивидуумов (гипноз, экстрасенсорика и т.п.)) являются определённые внешние факторы, никоим образом не зависящие ни от отдельного человека, ни от человечества в целом. Можно предположить, что таковым фактором является глобальное магнитное поле (по типу гравитационного), не фиксируемое современными приборами, но, несомненно, существующее (возможно, не в единственном числе; скорее всего, в космическом (а не в планетарном) масштабе). Природа возникновения такого поля не ясна (как не ясна и природа самой Вселенной); допустимо предположить, что наличие такого поля является необходимым условием возникновения разумной жизни вообще и последующего её существования. Не исключено, что образование поля оказалось результатом взаимодействия определённой совокупности планет или иных небесных тел, в том числе и за пределами Солнечной системы, возможно, определённое влияние оказывают и геологические факторы (движение литосферных плит и т.д.).
Исходя из данной гипотезы, представляется возможным объяснение причин возникновения и гибели тех или иных цивилизаций в процессе развития человеческого общества (колебаниями напряжённости поля под воздействием вселенских факторов – например, образованием и разрушением космических объектов и т.д.) и многих других событий (ранее не получивших приемлемого объяснения).
Учитывая всё вышесказанное, С. нельзя рассматривать как нечто «предначертанное» кем-то кому-то; тем не менее можно с определённой долей уверенности сказать, что все поступки человека в любой момент времени в течение его жизни (т.е. его С.) будут зависеть только от вектора напряжённости названного поля, который, естественно, от человечества не зависит и зависеть не может.
Таким образом, все рассуждения о том, что человек может сам влиять на свою С., оказываются полностью несостоятельными и являются, по меньшей мере, самообманом.
В продолжение данной гипотезы можно отметить, что возникновение безусловно существующих наследственных признаков (немаловажных факторов, определяющих С.) как следствия определённого положения хромосом также объясняется воздействием рассмотренного поля (если предположить, что хромосомы как микроскопические частицы обладают пусть малым, но отличным от нуля потенциалом) и, можно сказать, «запрограммировано» задолго до рождения конкретного человека (видимо, это «задолго» соответствует «возрасту» поля, который может составлять миллионы лет (по земному летоисчислению)).
Теоретически говоря, попыткой обосновать данную гипотезу можно считать возникновение лженауки – астрологии, однако она, очевидно, несостоятельна с точки зрения современной научной мысли. Требуется проведение массы фундаментальных исследований как в области медицины, так и в области геофизики, астрономии и многих других сопутствующих дисциплин.
Не вызывает большого сомнения и то, что корни таких явлений человеческой жизни, как интуиция, предчувствие, любовь и т.п., а также психических (да и практически всех остальных) заболеваний находятся именно в воздействии внешних факторов (полей) на электромагнитное поле головного мозга конкретного человека.
В заключение необходимо обрисовать одно из возможных последствий исследования глобального поля как источника С.
Не исключено, что побочным продуктом таких исследований станет появление новых способов управляемого воздействия на психику человека, что в конечном итоге может привести к ослаблению управляющей роли указанного глобального поля в С. всего человечества и как следствие – разрушение всей человеческой организации (как любой дисбалансированной системы). Следовательно, к решению данной проблемы необходимо подходить с максимальной осторожностью и уверенностью в безопасности последствий её решения.
Делая вывод из вышесказанного, можно сказать одно: мы такие, какие есть, и упрекать себя за это, а также стыдиться чего-то просто нелепо; это не более логично, чем быть недовольным, к примеру, цветом неба и пытаться его изменить. Следовательно, важно просто быть Самим Собой, и главное, чего необходимо достичь – это гармонии с жизнью. Именно это, и ничто иное, и есть основной целью существования каждого человека.
Как важная составляющая часть Гармонии понимается Свобода с большой буквы. Причём, находясь в практически не зависимом ни от кого положении, сперва начинает ощущаться чисто практическая личностная свобода. Например, в противоположность годам, когда я мотался по командировкам, занимая ответственный пост в большой энергетике, принимал определённые решения, посещал регулярно столицу, имел практически неограниченный материальный ресурс… Платой за всё были бессонные от нервного напряжения ночи, необходимость подчинения любым требованиям и прихотям вышестоящих и многое другое. Как ни странно, но освободиться необходимо было именно от этого, и тем обстоятельствам, которые позволили это сделать, я реально благодарен.
Следующим шагом как раз и является освобождение от иллюзий и ложных ценностей внутри себя, которые формируются зачастую на основании сложившихся общественных условностей и догм. Понимание истинного значения великой философской дилеммы – «Иметь или Быть». Проще говоря, что важнее для человека: тупо следуя формальным стереотипам, стремиться к достижению каких-то условных целей, например, общественного статуса и т.д., на поверку оказывающихся абсолютно ложными, при этом уплачивая достаточно высокую цену – собственную свободу, достоинство, здоровье, наконец? Или же жить и радоваться каждому прожитому и наступающему дню, не думая об этом предстоящем дне с тревогой и страхом?
Здесь было бы уместно сказать несколько слов о философии буддизма. Почему именно это направление? Необходимо отметить, что, когда сформировавшееся мировоззрение человека находит впоследствии подтверждение в каком-либо из общемировых учений, это, на мой взгляд, гораздо естественнее и правильнее, нежели чем наоборот. Не должно быть, как уже упоминал выше, внушения как такового – человек должен доходить по возможности сам; подвергнувшиеся же внушению (чем, к примеру, грешит миссионерство в широком понимании) – по меньшей мере просто слепы, а практически становятся рабами внушающего (для чего, собственно, это и делается во все времена, не исключая и нынешние, когда от навязывания христианства становится просто тошно). Таких немало, зачастую это лишь следствие их собственной ограниченности, к сожалению. Но эти люди и не задумываются о своём месте в этом мире по-настоящему, полурастительное (в моральном смысле) существование устраивает на самом деле многих, в том числе, как ни странно, и на достаточно высоких ступенях «общественного положения»; они же и диктуют новые догмы, необходимые для соответствия им. Единственным путём не испортить благодаря этому своё собственное существование можно считать только максимальное ограничение каких-либо взаимодействий с ними, с созданными ими структурами и сообществами. И к пониманию этого я постепенно пришёл сам; когда же выяснилось, что ещё за тысячи лет до возникновения того же самого христианства примерно в этом же направлении развивалось учение Будды, не мог не почувствовать удовлетворения. Всегда приятно, когда всё встаёт на свои места…
Речь в данном случае, конечно, должна идти именно о мировоззрении этого направления, а не о религиозном культе (впрочем, многие исследователи и не относят буддизм к религии как таковой, считая его именно Учением; с позиции атеиста склонен согласиться именно с такой точкой зрения). Не претендуя на глубокий разносторонний анализ данного учения, остановимся на основных его постулатах; бесспорно, многие из них требуют определённого «сглаживания» применительно к современным жизненным условиям, но «ядро» настоящего Учения всегда формулируется очень коротко, и именно в этом и состоит его смысл. Пути же реализации его могут в деталях, конечно, и отличаться от предлагаемых, не утрачивая, естественно, при этом своей сути. В этом, в частности, и состоит отличие учения от религиозного культа.
Что же трактует буддизм? Существуют так называемые «четыре благородные истины»: Вся жизнь – это страдание; Причина этих страданий – в привязанности к жизни (рождение – страдание, болезнь – страдание, отсутствие того, кого (или что) мы любим – страдание и т.д.); Как избавиться от страданий? – Избавиться от привязанности к жизни; -Что для этого нужно? – Следовать благородному срединному восьмеричному пути.
Другими словами, четвёртой истиной предлагается некий алгоритм поведения, позволяющий в итоге достичь некоего спасения, а говоря проще – гармонии с жизнью и благоприятного, комфортного, спокойного существования. Восьмеричный путь включает в себя соответственно восемь позиций, или звеньев одной цепи. Возражения, в принципе, не вызывает ни один из них.
Во-первых, это праведное воззрение, то есть знание и верное восприятие «четырёх благородных истин». Логично. Если человек никогда о них не слышал, то он, соответственно, и не может спастись. Только буддист способен понять истину и преодолеть сансару (чувственный мир).
Во-вторых, праведное стремление – решимость познавшего «благородные истины» человека действовать в соответствии с ними, практически реализовать в своей жизни. Оно материализуется в следующих трёх звеньях.
В-третьих – праведная речь, то есть речь, лишённая лжи, клеветы, грубости.
В-четвёртых – праведное действие, или поведение, исключающее уничтожение живых существ, воровство, другие наносящие вред поступки.
В-пятых – праведная жизнь (образ жизни), под этим понимается проявление решимости в честном способе добывания средств к существованию. Трудно не согласиться…
Последующие три звена относятся непосредственно к сознанию человека, к его внутреннему духовному миру.
В-шестых, это праведное усилие (или усердие), под которым подразумевается решимость постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения.
В-седьмых, праведное созерцание (или праведная память) – постоянное сосредоточение на том, что уже достигнуто и осознано на пути к спасению. Кроме того, память должна служить средством укрепления отрешённости от мирских дел и привязанностей.
И, наконец, в-восьмых – праведное размышление (самоуглубление, «дхьяна» – «медитация») как конечное звено постепенного самосовершенствования мысли, обретение глубокого внутреннего покоя и невозмутимости.
Пожалуй, возразить целесообразности изложенного действительно трудно. Основная мысль в итоге заключается в главном: буддизм не учит покорности, в отличие от прочих мировых учений и религий. Буддист не может быть рабом по определению. Но и бороться с порабощающими факторами он тоже не станет; просто устранится от них. Он свободен. Как в выборе своего пути, так и во всём остальном. Если источник средств к существованию (которые, увы, объективно необходимы) устраивает его лично, не вызывая внутреннего протеста, то не имеет никакого значения внешний статус этого источника (престижность профессии и т.д.). Если окружающие люди диктуют свои правила или придерживаются каких-либо собственных принципов – нет необходимости их в чём-то убеждать и что-либо доказывать. Гораздо спокойнее просто прекратить взаимодействие с такими людьми…
Более того, своё поведение вообще необходимо строить таким образом, чтобы по возможности меньше вызывать реакцию (какую-бы то ни было) на него со стороны окружающих, тем более – вынуждать их совершать какие-либо действия. (Здесь как раз очевидна одна из граней между употреблением и злоупотреблением спиртным: как только человек перестаёт быть способен именно на такой формат поведения – грань перейдена). Собственно говоря, сформулированный в местах лишения свободы принцип поведения, полученный как раз уж точно не путём кабинетных умозаключений и позволяющий обеспечить выживание в тамошних очень непростых во всех отношениях условиях, - «Не верь Не бойся. Не проси», - вполне применим и в повседневной жизни и представляет собой пусть грубую и предельно конкретную, но достаточно исчерпывающую формулировку изложенного.
Вероятно, меня можно с поверхностной точки зрения упрекнуть за стремление к созерцательному образу жизни, но кто сказал, что это плохо, если это подходит именно мне? Каждое действие автоматически рождает противодействие, и кому-то действительно необходимо совершить, к примеру, революцию, или войти в историю каким-либо иным образом, и без этого он вообще спокойно спать не будет. Да, такие люди есть, и без них не было бы прогресса и вообще развития человека, но, скорее всего, как раз именно в этом они и нашли свою собственную Гармонию, следовательно, оказались на своём месте. Мне же для спокойного сна необходимо именно отсутствие всего вышеназванного в личной перспективе, я не берусь переделать человеческое общество или совершить ещё что-нибудь глобальное, а заниматься каким-то продвижением ради собственного честолюбия и удовлетворения всё возрастающих (и чаще всего безусловно лишних) потребностей – это и есть погоня за ложными ценностями.
Конечно, никто не говорит о вступлении на путь отшельничества, перехода в монашескую общину и т.д. Самое главное – внутреннее следование собственным принципам и убеждениям. На практике это не мешает приспосабливаться к условиям окружающего мира. И в древности мирянин вполне мог стать «упасакой», то есть почитателем. Это не вносило в его быт и деятельность особых изменений. Он принимал на себя исполнение пяти моральных требований – отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, от употребления алкоголя (ну, допустим, от злоупотребления), соблюдение супружеской верности. Заповеди христианства появились тысячами лет позже и ничего нового, естественно, сказано быть не могло. Кроме того, в добродетель упасаки входила материальная поддержка монахов, не занимающихся материальным производством.
На самом деле следование означенным принципам позволяет достичь фантастических результатов и в общегосударственном масштабе – достаточно примеров развития восточных стран. Когда каждый, находясь в спокойствии и хорошем настроении, делает на своём месте с удовольствием интересное ему дело, итог всегда превосходит любые ожидания.
Таким образом, нет абсолютно никаких препятствий для улучшения своей собственной жизни и мироощущения. Оказывается, сложнее как раз воздвигнуть огромное количество никому не нужных мнимых препятствий и с большими трудностями их регулярно преодолевать, чтобы в конце концов убедиться, что на самом деле это никому не было нужно…
Жить же и осознавать, что тебя всё устраивает в своей жизни и она тебя радует – только ради этого и следует на самом деле жить…
Комментарии (1)
Поиск
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.