Первый советский междугородный
Автор
|
+5 Голосов: 5 |
В былые времена отечественные пассажирские многоместные машины нередко радовали взор красивым дизайном. Яркий, во всех смыслах слова, тому пример – ЗИС 127, первый советский автобус, предназначенный для дальнего междугородного сообщения, как можно было бы назвать – лайнер. По факту, это был единственный советский автобус дальнего сообщения.
Опыта в постройке лайнеров междугородного сообщения у советских конструкторов не было, и перенимать опыт пришлось за океаном. Американская автопромышленность в то время задавала тренд во всех направлениях, перевозчики уже могли поделиться богатым опытом эксплуатации автобусов на дальних рейсах, и группа советских специалистов отправилась на Pacific Greyhound Lines, эксплуатировавших автобусы марки GM. Компания владела на тот момент внушительным автобусным парком численностью приблизительно в 5000 машин, советским специалистам было чему поучиться. В то время Greyhound Lines эксплуатировали в основном модель PD-4104 производства GM, автобус на тот момент был новым и прогрессивным.
Работы по созданию «советского Грейхаунда» возложили на конструкторское бюро столичного ЗиСа, автобусное направление на тот момент возглавлял А. И. Израэль-Скерджиев. Над созданием автобуса трудился коллектив конструкторов ЗиСа, в разработке машины принимали участие и авиастроители – специалисты Тушинского машиностроительного завода. Работы начались в 1951 году, пара ходовых образцов отправилась на испытания в начал 1953 года.
Поначалу строительство «советского Грейхаунда» давалось тяжело. Бензиновый двигатель мощностью 200 л.с. очень неторопливо разгонял тяжелый автобус, тормозная система неторопливо его останавливала, внушительные габариты создавали трудности с манёврами на наших узких дорогах, покрытие которых оставляло желать лучшего. Было мнение, что судьба «ЗиС-127» была спасена благодаря случаю – летом 1953 года Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР возглавил Иван Алексеевич Лихачёв, бывший до этого директором ЗиСа, специалист, отлично знавший изнутри как заводские проблемы, так и производственные тонкости. Он понимал перспективность проекта междугородного автобуса и лоббировал продвижение проекта. И не ошибся.
Доработанный ходовой образец автобуса, получивший взамен слабого бензинового двигателя дизельный ЯАЗ-206, с доработанным интерьером и наружностью, вышел на испытания в 1955 году, осенью того же года увидела свет и опытно-промышленная партия новых «ЗиС-127».
Автобус имел несущий кузов – неслыханный прогресс по тем временам, компоновка была заднемоторной, подвеска – рессорной с амортизаторами на всех осях, эффективной системой отопления, салон был оборудован креслами самолётного типа с регулируемой спинкой и выдвижной подушкой, имелись полки для ручной клади, эффективное освещение, часы, радиоприемник. Новинкой для советского автопрома стала тормозная система с независимыми контурами для передней и задней оси, а также гидроусилитель руля, что в те времена у нас тоже считалось редкостью. Скорость была ограничена 95 км/час, но при снятии ограничения автобус мог ехать и быстрее, обгоняя даже легковушки, впрочем, и имевшегося с ограничением запаса скорости в то время вполне хватало. В ночное время путь водителю освещал центральный прожектор мощностью 500 ватт. Пассажировместимость – 32 места.
Значительной являлась и надёжность. Интересный факт: «ЗиЛ-127» из Симферопольского автопарка пробежал без капремонта 2 500 000 км. Ни один из автобусов СНГ и СССР этот рекорд побить не смог. (Где нынешние "миллионники"?)
К сожалению, судьба советского междугородного автобуса сложилась неудачно. СССР присоединился к международной конвенции по дорожному движению, в требованиях которой ширина автобусов должна составлять 2,5 метра. «ЗиЛ-127» превышал допустимую ширину на 18 см, к тому же Госплан СССР посчитал нужным заказывать междугородные автобусы в рамках внутренней кооперации (в рамках СЭВ) в Венгрии. С 1955 по 1961 год ЗиС (ставший в 1956 году ЗиЛом) успел выпустить всего 851 машину. В последний год выпуска, в 1961 году, был выпущен всего 1 автобус. Больше полноценных междугородных автобусов в СССР не выпускали, гибрид городского автобуса под названием "ЛАЗ 699P" полноценно приспособленным к комфортабельным междугородным маршрутам назвать нельзя.
«ЗиС/ЗиЛ-127» оказались долговечными и выносливыми машинами, работали на междугородных маршрутах до 70-х годов, а после снятия с рейсов, работали служебным транспортом предприятий и организаций. В 80-е практически все машины считались утерянными, долгое время вообще имелось мнение, что в мире не осталось ни одного «ЗиЛ-127». Но в середине 2000-х эстонцам удалось найти и восстановить один экземпляр «ЗиС-127», в 2012 году сияющий, отреставрированный автобус с музейными номерами работал от автовокзала в Таллине. По всей видимости, единственный в мире экземпляр единственного советского междугородного автобуса находится в Эстонии и в данное время.
Опыта в постройке лайнеров междугородного сообщения у советских конструкторов не было, и перенимать опыт пришлось за океаном. Американская автопромышленность в то время задавала тренд во всех направлениях, перевозчики уже могли поделиться богатым опытом эксплуатации автобусов на дальних рейсах, и группа советских специалистов отправилась на Pacific Greyhound Lines, эксплуатировавших автобусы марки GM. Компания владела на тот момент внушительным автобусным парком численностью приблизительно в 5000 машин, советским специалистам было чему поучиться. В то время Greyhound Lines эксплуатировали в основном модель PD-4104 производства GM, автобус на тот момент был новым и прогрессивным.
Работы по созданию «советского Грейхаунда» возложили на конструкторское бюро столичного ЗиСа, автобусное направление на тот момент возглавлял А. И. Израэль-Скерджиев. Над созданием автобуса трудился коллектив конструкторов ЗиСа, в разработке машины принимали участие и авиастроители – специалисты Тушинского машиностроительного завода. Работы начались в 1951 году, пара ходовых образцов отправилась на испытания в начал 1953 года.
Поначалу строительство «советского Грейхаунда» давалось тяжело. Бензиновый двигатель мощностью 200 л.с. очень неторопливо разгонял тяжелый автобус, тормозная система неторопливо его останавливала, внушительные габариты создавали трудности с манёврами на наших узких дорогах, покрытие которых оставляло желать лучшего. Было мнение, что судьба «ЗиС-127» была спасена благодаря случаю – летом 1953 года Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР возглавил Иван Алексеевич Лихачёв, бывший до этого директором ЗиСа, специалист, отлично знавший изнутри как заводские проблемы, так и производственные тонкости. Он понимал перспективность проекта междугородного автобуса и лоббировал продвижение проекта. И не ошибся.
Доработанный ходовой образец автобуса, получивший взамен слабого бензинового двигателя дизельный ЯАЗ-206, с доработанным интерьером и наружностью, вышел на испытания в 1955 году, осенью того же года увидела свет и опытно-промышленная партия новых «ЗиС-127».
Автобус имел несущий кузов – неслыханный прогресс по тем временам, компоновка была заднемоторной, подвеска – рессорной с амортизаторами на всех осях, эффективной системой отопления, салон был оборудован креслами самолётного типа с регулируемой спинкой и выдвижной подушкой, имелись полки для ручной клади, эффективное освещение, часы, радиоприемник. Новинкой для советского автопрома стала тормозная система с независимыми контурами для передней и задней оси, а также гидроусилитель руля, что в те времена у нас тоже считалось редкостью. Скорость была ограничена 95 км/час, но при снятии ограничения автобус мог ехать и быстрее, обгоняя даже легковушки, впрочем, и имевшегося с ограничением запаса скорости в то время вполне хватало. В ночное время путь водителю освещал центральный прожектор мощностью 500 ватт. Пассажировместимость – 32 места.
Значительной являлась и надёжность. Интересный факт: «ЗиЛ-127» из Симферопольского автопарка пробежал без капремонта 2 500 000 км. Ни один из автобусов СНГ и СССР этот рекорд побить не смог. (Где нынешние "миллионники"?)
К сожалению, судьба советского междугородного автобуса сложилась неудачно. СССР присоединился к международной конвенции по дорожному движению, в требованиях которой ширина автобусов должна составлять 2,5 метра. «ЗиЛ-127» превышал допустимую ширину на 18 см, к тому же Госплан СССР посчитал нужным заказывать междугородные автобусы в рамках внутренней кооперации (в рамках СЭВ) в Венгрии. С 1955 по 1961 год ЗиС (ставший в 1956 году ЗиЛом) успел выпустить всего 851 машину. В последний год выпуска, в 1961 году, был выпущен всего 1 автобус. Больше полноценных междугородных автобусов в СССР не выпускали, гибрид городского автобуса под названием "ЛАЗ 699P" полноценно приспособленным к комфортабельным междугородным маршрутам назвать нельзя.
«ЗиС/ЗиЛ-127» оказались долговечными и выносливыми машинами, работали на междугородных маршрутах до 70-х годов, а после снятия с рейсов, работали служебным транспортом предприятий и организаций. В 80-е практически все машины считались утерянными, долгое время вообще имелось мнение, что в мире не осталось ни одного «ЗиЛ-127». Но в середине 2000-х эстонцам удалось найти и восстановить один экземпляр «ЗиС-127», в 2012 году сияющий, отреставрированный автобус с музейными номерами работал от автовокзала в Таллине. По всей видимости, единственный в мире экземпляр единственного советского междугородного автобуса находится в Эстонии и в данное время.
Комментарии (6)
# 28 февраля 2019 в 13:52 +2 |
# 28 февраля 2019 в 19:16 +2 |
# 2 марта 2019 в 23:24 +2 |
# 4 марта 2019 в 23:28 +1 | ||
|
# 11 марта 2019 в 12:59 +1 |
Поиск
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.