Слово о ПАЗе. Часть II - Первые километры

Автор
Опубликовано: 1736 дней назад (28 декабря 2015)
Редактировалось: 2 раза — последний 27 марта 2016
+4
Голосов: 4
.
Первое знакомство с новой (на те годы!) моделью «ПАЗ-3205» началось со школьной поездки в пансионат «Игуменка», состоявшейся на весенних каникулах в 10-м классе. Тогда эти машины только-только появлялись на наших дорогах, и, в частности, они стали сменять «КАвЗики» на маршруте «КСМ-2 – с.т. «Тверской посад» – д. Поддубье», эксплуатируемом парком Производственного объединения «Трансагентство», ныне, увы, уже не существующим. В расположенный же в 35 километрах от города ниже по течению реки Волги пансионат нас везли именно на таком автобусе бело-красной расцветки, до сих пор память сохраняет и его номер – 73 03 КАУ (водным транспортом добираться было невозможно, в конце марта на реке ещё стоял лёд). Обратно ехали на нём же. И вот, помню как сейчас, после возвращения (в первой половине дня) мне захотелось ещё прокатиться на этом замечательном автобусе, время его отправления в рейс по маршруту я предварительно узнал от водителя – рыжебородого Александра Валентиновича Беляева.
Необходимо отметить, что на дворе вовсю действовала перестройка, и это был первый коммерческий маршрут в городе, что обуславливало достаточно высокую стоимость проезда, отличающуюся от общепринятых тарифов (в среднем 5 копеек за 5 километров вне городской черты плюс городской тариф). Но кое-какие деньги скоплены были, и лучшего способа их потратить не предвиделось, так что, пообедав дома, я отправился на конечную «КСМ-2», расположенную на окраине города (о том, чтобы пустить коммерческий маршрут непосредственно по городу, составив тем самым конкуренцию обычному транспорту, в те годы ещё и помыслить не могли). По пути – из окна трамвая – я заметил тот самый автобус, мирно стоящий возле одного из домов в районе Речного вокзала. Прикинув время, я вышел на остановке и дождался подошедшего к ПАЗику закончившего обед водителя, с которым мы уже отчасти были знакомы. Никаких возражений против моего присутствия у него не возникло, и мы вместе поехали в рейс.
Валентиныч сам предложил присесть поближе к нему (хотя, в отличие от «672-го», это не очень удобно из-за противоположного ходу расположения сидений) и, слово за слово, мы разговорились. Проехали туда, обратно… а потом я, видя, что человек не возражает, стал приходить на маршрут снова и снова по мере возможности, и в результате почти полгода полуофициально отработал на этой машине кондуктором. Попробовал свои силы и в управлении, и, несмотря на то, что после легковой машины ПАЗ с его двойным выжимом и «поиском скоростей» «про кругу» был не так прост, впечатления остались незабываемыми.
Прошло лето, с наступлением осени появилось множество дополнительных забот (а я, к слову сказать, ещё и подрабатывал в одном из только-только начинавшихся в те годы фермерских хозяйств, в числе прочих выполняя обязанности тракториста), маршрут же стали к зиме сокращать из-за снижения пассажиропотока, и наше совместное движение постепенно сошло на нет, хотя и вспоминалось впоследствии, конечно, очень долго.
А мечта самостоятельно водить автобус не отпускала…
Теоретически, в этой мечте не было ничего недостижимого: получай права, открывай категорию «Д» и приходи в ПАТП-1 (автобусный парк) для трудоустройства. Практически было несколько сложнее, поскольку для допуска к сдаче на категорию «Д» (пассажирскую) требовался годичный (тогда) стаж работы на грузовом автомобиле. Это меня не остановило: будучи на тот момент студентом химико-биолого-географического факультета Тверского госуниверситета и параллельно в течение полугода выучившись в технической школе ДОСААФ на самосвале «КамАЗ-55111», я поступил работать на фургон «ГАЗ-53» в гараж административно-хозяйственной части своего же университета.
Поскольку в данном повествовании мы говорим об автобусах, подробно останавливаться на данном этапе моей трудовой биографии смысла нет; скажем лишь, что полученный опыт был не лишним – и в жизненном, и в профессиональном плане. Да и вообще никакой опыт лишним не бывает. И вот, дождавшись 20-летнего возраста (минимального для открытия пассажирской категории) и собрав все необходимые документы, я пришёл в Учебно-курсовой комбинат Минтранса на Дурмановском переулке и поступил на обучение.
Получилось так, что упомянутый Учебный комбинат только-только получил новёхонький белый с тёмно-голубыми полосами красавец ПАЗик (с непривычными тогда отдельными пассажирскими креслами вместо сдвоенных сидений) в качестве учебного, и мы были первой группой, кому довелось его обкатывать. Вот это были ощущения так ощущения… Всё-таки новая (всё в целлофане!) техника есть новая техника. Пожалуй, даже будущий выбор профессии во многом зависит от первых впечатлений от неё. «Чермет» в качестве учебной машины способен оттолкнуть от руля людей колеблющихся… впрочем, мне-то это не грозило в любом случае, я знал, куда шёл. Но первые километры (кстати говоря, по зимней дороге) за рулём пахнущего заводской краской и новой обивкой автобуса, пусть и с инструктором (их, кстати, в учебных поездках было двое – по теории и по практике) за спиной, пусть и недолго – от одной остановки до другой, затем садился следующий, значили для меня очень многое. Жаль только, что закончилось практическое вождение очень быстро – люди-то все были уже с грузовым стажем, а для того, чтобы отработать специфические приёмы движения по маршруту с остановками, посадки и высадки пассажиров, времени требовалось не так уж и много…
Но вот теоретический и практический экзамены позади, старые права сданы на обмен, начинается новый этап в жизни…
Ещё не дождавшись нового водительского удостоверения (в те годы ГАИ их готовило по несколько дней), я побывал в отделе кадров ПАТП-1 и предложил свою кандидатуру. Работа водителя пассажирского АТП была достаточно престижной, вакансии появлялись сравнительно нечасто и естественно, что предпочтение отдавалось водителям со стажем работы на автобусе, которого у него быть не могло. Сыграла роль случайность: директор парка Михаил Андреевич Волков завизировал заявление о приёме на работу почти что по ошибке, спросив на ходу: «Ну, трудовую Вашу я видел, вроде всё в порядке, да?» Воплощение мечты решалось в эту секунду; мне ничего не оставалось, как, покраснев, кивнуть…
И вот в конце марта 1997 года я был принят на работу на должность «водителя автобуса городских регулярных пассажирских маршрутов» 2-й колонны Тверского пассажирского автотранспортного предприятия №1.
Комментарии (2)
0 # 29 декабря 2015 в 02:31 +1
Надо же Сергей,даже номер запомнили автобуса,это говорит о том,насколько сильно вы любили и любите свою работу... smile144
Сергей-на-Волге # 29 декабря 2015 в 02:49 0
Каждый с ума сходит по-своему ))))))