Обычная или специальная? В какой школе лучше учиться ребенку с ограниченными возможностями

14 мая 2014 - ★ Олег ★
Обычная или специальная? В какой школе лучше учиться ребенку с ограниченными возможностями

 

Наш эксперт – методист ГБОУ Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга Сима Генкина.

 

Каждому свой путь

В последние годы во многих странах дети-инвалиды учатся вместе со своими здоровыми ровесниками. Эксперты сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе все больше детей с особыми потребностями будут учиться в обычных массовых школах. Но российские школы пока не готовы к адаптации «особенных» детей. У них нет для этого ни специалистов, ни оборудования, ни разработанных методик.

И в то же время, говоря о развитии инклюзивного (то есть совместного) образования, нельзя разрушать уже имеющуюся систему специальных школ. В этих школах накоплен огромный опыт обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Во всех регионах России в комитетах образования существуют структурные подразделения, занимающиеся подобной работой. В Санкт-Петербурге эти обязанности возложены на Центр диагностики и консультирования. В его штате более пятидесяти специалистов: педагоги, социальные педагоги, психологи, врачи.

Одна из основных задач центра – определить для каждого ребенка с «особыми потребностями» индивидуальный образовательный путь. В некоторых случаях ему рекомендуют обучение в обычной школе, в других – в специальном учебном заведении. Решение принимает консилиум специалистов после всестороннего подробного обследования ребенка.

 

За кем последнее слово?

Экспертные заключения Центра диагностики и консультирования носят рекомендательный характер. В соответствии с действующим российским законодательством все дети-инвалиды имеют право обучаться в обычных массовых школах по месту жительства. Последнее слово остается за родителями. И реализации этого права можно добиться в судебных инстанциях.

Таким образом, происходит так называемая «спонтанная инклюзия» – опасное явление! Скажем, специалисты центра рекомендуют конкретному ученику проходить обучение в специальной школе для детей с нарушениями умственного и психического развития. А родители, несмотря на эти рекомендации, настаивают на его пребывании в обычной школе… 

Опыт показывает, что в таких случаях психическому здоровью ребенка может быть нанесен непоправимый урон. В обычных школах такие дети часто чувствуют себя изгоями, они не способны воспринимать учебную программу, не могут наладить отношения с одноклассниками. Часто дети с умственными и психическими нарушениями вообще отказываются ходить в школу. Каждый школьный день становится для них пыткой!

А в специальных школах дети-инвалиды преображаются. Учеба доставляет им радость, у них появляются новые друзья. Мальчишки и девчонки оказываются среди «своих».

Кстати, инклюзивное образование не является единственной формой интеграции детей-инвалидов в общество их здоровых ровесников. Огромное значение имеют внешкольные мероприятия, совместное участие в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах… Таким образом учащиеся обычных школ могут познакомиться с достижениями своих «особенных» ровесников.

 

Нелепые предрассудки

Не секрет, что специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями умственного и психического развития вызывают особое недоверие у родителей, даже если их сыновьям и дочерям рекомендуют там учиться…

Это нелепые предрассудки! Некоторые дети из-за состояния здоровья не способны освоить в полном объеме стандартный школьный курс математики или физики, но они обладают другими талантами. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре…

Проблемы в умственном и психическом развитии не означают, что дети не способны к обучению. Они активно развиваются. Просто их путь к знаниям несколько отличается от образовательного пути основной массы школьников.

 

Недавно произошел такой случай. Одна из выпускниц специальной школы вышла замуж за здорового парня, с которым сотрудница центра общается по работе. Молодая женщина знала об этом знакомстве. Она специально позвонила в центр и попросила, чтобы ее супругу ни в коем случае не сообщали, что она обучалась в школе для детей с нарушениями умственного и психического развития. Эта красивая, милая, добрая девушка боялась, что муж перестанет ее уважать, советоваться с ней, даже станет ее стыдиться… Поэтому она хотела скрыть факт своего обучения в «особой» школе.

 

К сожалению, всем нам не хватает толерантности! Необходимо понимать, что девушка может, к примеру, не осилить стандартную школьную программу, но стать хорошей женой и матерью… В любом случае учащиеся и выпускники «особых» школ достойны деликатного и уважительного отношения. Обучение в специальной школе – это личное дело каждого человека, о котором не обязательно знать даже близким людям.

 

Источник:  АиФ

 

Похожие статьи:

Культура и искусствоПелевин и Улицкая вместо Лескова и Куприна

НовостиПрава ребенка-инвалида были нарушены мэрией Еревана

НовостиДом Конана Дойля превратят в школу для детей с ограниченными возможностями

НовостиВ 2014 году школьники с ограничениями по здоровью смогут сами выбрать форму ГИА

НовостиПервая в РФ школа английского языка для инвалидов заработала в Томске

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2037 просмотров
Комментарии (8)
Igor # 15 мая 2014 в 06:50 +3
В обычной.Но только она должна быть обустроена под нужды.
Алёна.ру # 15 мая 2014 в 18:31 +2
обычная школа для всех...так внимания,терпения и т.д. ребёнку с ограниченными возможностями требуется больше,как можно в одинаковые условия???
ограничения разные бывают...и слабовидящие,и слабослышащие(((
всех под одну гребёнку???
Igor # 16 мая 2014 в 07:10 +2
Конечно должны быть условия для таких детей,может классы там отдельные.Но учиться должны вместе,иначе как общество будет воспитываться-к равноправию всех.А специализированные учебные заведения для инвалидов существуют итак,и выбор есть куда отдавать инвалида учиться если не сможет со здоровыми.
0 # 16 мая 2014 в 07:51 +2
тут все индивидуально... конечно лучше не спец школа... но психика ребенка может пострадать... во первых как его примут одноклассники... во вторых он фактически будет автоматом хуже все других детей....слабее просто) хуже это у ребенка в голове так... но если правильно оказать псих поддержку, то массовая школа лучше... даже без особых приспособлений...
Алёна.ру # 16 мая 2014 в 15:48 +2
то массовая школа лучше
дети жестоки бывают,бывает и так что выбирают слабейшего или слабейшую...не таких,и терроризируют порой жестоко,сколько фильмов про это снято.
А уж если не такие как все ,то НЕПРЕДСКАЗУЕМО!
0 # 17 мая 2014 в 04:21 +2
ой... поэтому психологическая поддержка и необходима... как ребенку-инвалиду, так и одноклассникам... да еще и учителю... к тому же, чтоб знал как реагировать на разные ситуации...
Алёна.ру # 18 мая 2014 в 12:51 0
фильм "Чучело" ...как одноклассники терроризируют "не такую"...
думаю,что психолог тут не поможет,группа уходит в молчаливое "всё хорошо"...дети!
Галина Башмакова # 17 мая 2014 в 04:42 +2
Если инвалидность ребёнка позволяет, то лучше в обычной. Ведь не секрет, что любой инвалид стремится быть как все. И для ребёнка это очень важно. И потом будет легче адаптироваться в жизни.