+533 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ .

Администратор блога: Екатерина Рак
Праздник Благовещение: история, традиции, приметы
Праздник Благовещение: история, традиции, приметы

Праздник Благовещение на всей Руси великой был, весьма почитаем народом как день совершеннейшей свободы и покоя. Благовещение был праздником красивых традиций, благословения всяких разумных и добрых дел, а не разгульных пиршеств. Верующие христиане, придерживающиеся многодневного Великого Поста, 7 апреля — на Благовещенье, имеют послабление. К скудной постной пище присоединяется рыба и вино, для души — не запрещаются спокойные увеселения. Это еще раз подчеркивает величие этого большого праздника.
История Благовещенья знакома каждому, кто силен в Библии, а также тем, кто смотрел детские мультфильмы по художественной экранизации Евангелии.

Какие только названия не давали Благовещению в древние времена. Его именовали и Зачатием Христа, и Благовещением о Христе, и Началом искупления, и Благовещением ангела Марии. Но этнографы, церковники так и не сумели, не смотря на длительные поиски, определить, где, когда, как появился впервые праздник Благовещения. Известно, лишь одно: указание императора Иустиниана, датированное 560 годом о праздновании Благовещения в марте 25 числа (по новому стилю -7 апреля).
Три благовести

Благая весть 7 апреля дала начало двум другим — 7 января и в день Пасхи. В абсолютно всей летописи рода людского есть, скорее всего, три величественных благовести: о том моменте, что Сын божий появился на свет и еще о том, что Иисус воскрес. Однако, изначально Архангел Гавриил доставил Деве Марии добрую (благую) весть о предстоящем произведение на свет Спасителя мира. Такой день люди так и называют — Благовещение.

Неведомо, что конкретно совершала Дева Мария на тот миг, когда Архангел Гавриил — посланец Всевышнего, доставил Ей прекрасную новость. Согласно одних предположений, она тогда пряла розово-пурпурную пряжу для завес в Храме. По мнению других — подходила к колодезю за водой, сообразно третьих рассуждений — читала Книгу пророка Исаии.
Как бы там ни было, сегодня это и маловажно. Самое главное, что же промолвил ей Архангел. Апостол Лука рассказывает, что Ангел, сойдя к Марии, утверждал, что она, Благодатная, должна торжествовать, ибо избранна, родить от самого Творца сына. ОН станет велик, и наречется Иисусом — Сыном Всевышнего.

Дева Мария, бесспорно, начиная от появления на свет, оказалась отдана Творцу, а Ее супруг, старик Иосиф, брал обязательство охранять Её невинность и чистоту. И вследствие этого Она, смущаясь, осведомилась у Ангела, каким образом получится это зарождение. Гавриил привел в сравнение двоюродную сестру Марии святую Елизавету, каковая в течение нескольких месяцев перед Благовещением зачала будущего ребенка. Причем, та была в таком престарелом возрасте, в каком не может дать возможности зачать и рожать дитяти порой инновационная врачебная наука. У Господа нет предела возможностей. У праведной Елизаветы, а также ее супруга, священнослужителя Захарии, родился сыночек, какому дали имя Иоанн и который сделался в дальнейшем никем иным, как Иоанном Крестителем.

Мария — наиболее целомудренная, а также святейшая изо всех проживающих на Вселенной, тем не менее, никак не причисляла себя к той, что заслуживала особую милость от Господа. Однако, испытав в речениях Архангела Всемилостивую волю, Она произнесла: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. На сегодняшний день считается, что в момент произнесения Девой Марией такой фразы и содеялось святое зачатье. Нереально и непросто предположить, что же могло произойти с планетой, при условии, что в тот момент времени Дева Мария заявила что-то другое.

Логично, что праведный Иоанн Златоуст именовал Благовещение истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств.

Одна среди наиболее прекрасных, а также наиболее прославленных в мировом сообществе песен — Ave Maria — приурочена к Благовещению, это не что иное, как молитва Богоматери “Дево, радуйся!” Вообще она возникла еще до начала деления православной религии на Западную и Восточную. В честь празднования Благовещения в России возведены или переименованы многочисленные храмы и соборы. Особо общепризнанный и популярный всеми — Благовещенский собор Московского Кремля.

Изложение Благовещения — это самое первоначальное упоминание о Богородице в Евангелии. И вопреки всему, даже то, что “Евангелие” переводится на русский с греческого тоже как Благая весть”, только апостолом Лукой прописано событие Благовещения. И он же по праву относится не лишь к первым иконописцам, но и к творцам 1-ой иконы Девы Марии. Подлинник, очевидно, не остался, однако самая патриархальная её роспись — по утверждениям этнографов — это Владимирская икона Богоматери. Самое чтимое в России изображение Пресвятой Богоматери.
Благовещение — красивые традиции
Заклички

Преддверие Благовещения и сам праздник пронизан древними красивыми традициями, которые и сейчас активно соблюдаются во многих селениях. Традиционно “закликают весну”: разжигают костры, водят хороводы вокруг них, напевая красивые веснянки, выпекают мучные скульптурки куликов, жаворонков, ласточек. Юные девицы забираются с ними на крышу невысоких построек, становятся на возвышенном месте, детвора влезает на деревья и протяжно, печально и напевно скандируют обращения к птицам, призывая их быстрее прилетать, и на крылышках принести Красавицу-весну! Их умоляют принести из-за морей массу здоровья, травки зеленой, лепешек пахучих, с кашей горшок и даже мешок полный деньгами. Пташек заманивают пирожками, колобками, крендельками.
Просфора

Чтобы все дни в году были спокойными и удачными, у всей семьи здоровье крепкое и жизнь благополучная, по христианской традиции, которая со временем переросла в народный обычай было обязательным съесть кусочек просфоры (церковного хлеба). Ее выпекали (сейчас покупают) каждому члену родни, освящали в церкви, затем искрошив, съедали. Часто ее крошки подмешивали в посевные семенами, к корму. По вековым наблюдениям установлено, что это давало отменный урожай, хороший приплод у скота и птиц, здоровье для всей живности. Даже в мед подмешивали крошки Церковного хлеба и подкармливали им пчел.
Традиция, исполненная глубокого смысла — “Птицам волю!”

В 1995 году в честь праздника Благовещения возродилась древняя русская красивая традиция — давать птицам волю. В этот день, в Благовещенском соборе после песнопения духовенством и детьми выпускались на свободу птицы. Этот обычай поддержали практически во всех храмах. По нраву он и людям. Жители мегаполисов на птичьих базарах покупали подневольных пташек и радостно даровали им свободу.
Приметы на Благовещение

По погоде на Благовещение предугадывали будущий урожай, и какими будут летние месяцы. Масса примет связывала это воедино.

День ветреный, с утренним туманом и инеем сулил урожайное лето. Благовещенский дождь шел к обилию грибов и хлебов.

К хорошему сбору яровых, огурцов, груздей был мороз; к теплым летним денькам и к обилию орехов — гроза.

В день Благовещения нет ласточек — к холодной затянувшейся весне.

Благовещенское небо темное, беззвездное — куры мало нанесут яиц.

Благовещенский снег на крышах не растает до 6 мая (Егория), а сильный мороз к сорока морозным утренникам.

http://tradicii.com
Ягодка +9 4 комментария
Страстная пятница
Что нельзя делать в Страстную пятницу

* До выноса плащаницы необходимо воздерживаться от приема пищи и даже питья. После выноса можно пить воду, и есть хлеб, но многие верующие стараются соблюдать строгий пост целый день. В народе существовало поверье, что если попить воды раньше обеда в Великую пятницу, то в течение всего года человека будет мучить жажда и он не сможет ее утолить.В этот день не совершается литургия, но читаются Евангелие. В середине дня – в 15.00 (именно в это время был распят Иисус Христос, согласно церковным книгам) в центр храма выносят Плащаницу.

* В день Страстной пятницы, 18 апреля в 2015 году, надо воздержаться от хозяйственных дел. Запрещается шить, стирать, что-либо резать. Нарушение этого запрета считается большим грехом, которым можно накликать на себя беду. Люди, которые строго соблюдают Великий пост, в этот день также не моются.

* Нельзя в этот траурный день петь, гулять и веселиться. Если позволить себе разгульный образ жизни в Страстную пятницу, то в течение всего года человек будет лить слезы.

* В этот день, несмотря на то, что он скорбный, можно готовиться к большому празднику, к Пасхе.

* Надо постараться отказаться от физической работы в саду и в огороде. Запрещено втыкать в землю железные предметы, в частности, грабли и лопаты. Это накличет беду. Если в Страстную пятницу будут посажены какие-то растения, то они погибнут. Исключение составляет петрушка. Посаженная в этот день петрушка даст двойной урожай!


Страстная пятница 2015
Страстная пятница – приметы:

* Если в этот день испечь буханку хлеба, то она никогда не покроется плесенью и считается целебной. Такой хлеб, как верили в народе, способен вылечить от болезни.

* Перевозкой пчел надо заниматься в любой другой день, но только не в этот. Потому что пчелы, перевезенные в Великую пятницу, умрут.

* Если в этот день пасмурно, то хлеб в текущем году будет с бурьяном.

* Если в Страстную пятницу небо звездное, то пшеница порадует зернистостью.

* Пасхальная сдоба, которую можно сохранять от текущей Страстной пятницы до следующей Великой пятницы, способна предупреждать коклюш

* Если младенца отлучить от груди в этот день, то ребенок будет сильным и здоровым, проживет долгую и счастливую жизнь.

Чтобы принести в дома счастье и достаток на все двенадцать последующих месяцев, можно принести в дом 12 горящих свечей, которые стояли в церкви. В доме они должны догореть дотла.
http://namenu.ru/b1217/Strastnaya_pyatnica_2015_primety_obychai_zagovory
Ягодка +7 3 комментария
Страстная Неделя
Страстная Неделя

Страстная Неделя
Страстная Неделя (Страстная Седмица, Страшная Неделя) — последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресеньем и установленная в память о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа.

Согласно Евангелию, Иисус Христос сам предсказал свою смерть. Он «сказал ученикам своим: Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2).
Празднование на Руси

Каждый день Страстной недели считается Православной Церковью великим и святым, а истинно верующим людям рекомендуется в это время размышлять о жизни и учении Иисуса Христа, о событиях последних дней его земной жизни. Русские люди выполняли заветы Православной Церкви: молились, соблюдали строгий пост, старались посещать всю неделю церковь, особенно если она находилась недалеко от деревни, вести себя с достоинством, в это время запрещалось веселиться, петь песни, смеяться (см. Посты).

Одновременно с этим в деревнях шла подготовка к великому празднику Пасхи. Она начиналась с приведения в порядок деревни и крестьянских домов. Общими усилиями деревенской общины ремонтировались ограды вокруг деревни, въездные ворота, колодцы, подметались улицы.

В течение Страстной недели проводилось множество обрядов очистительного и предохранительного характера. Так, во вторник полагалось до рассвета делать «соченое молоко», т. е. смесь из растолченного конопляного или льняного семени, замешенного на воде, излечивавшего, по поверью, скот от всех болезней; в среду необходимо было делать «лечебное» пойло для скота из собранного по оврагам снега, смешанного с прошлогодней четверговой солью. Однако особенно насыщен обрядовыми действиями был Страстной четверг, который в народе назывался также Чистый четверг, Великий четверг.

В этот день исполнялись преимущественно очистительные обряды. Необходимость их проведения была связана с предательством Иуды Искариота, который «все в мире запачкал». Перед Пасхой, говорили русские крестьяне, когда всех призывают с чистым сердцем славить Господа: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесях: и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебя славити», надо сделать все чистым. В Чистый четверг, по русскому обычаю, необходимо было вымыть весь дом: полы, потолки, стены, двери и окна, очистить оклады икон, просушить все, что пилось целую зиму в сундуках, сжечь старые соломенные постели, выбросить старую обувь, одежду, вынести весь мусор. В некоторых деревнях считалось важным тщательно вымыть всю посуду в доме, оскверненную, по мнению крестьянок, Иудой, предателем, сидевшим за одним столом с Иисусом, После Чистого четверга и до самой Пасхи включительно в доме уже не убирали и не подметали, этот запрет объяснялся боязнью засыпать пылью глаза Иисуса Христа, лежащего во гробе.

В этот же день были распространены ритуальные омовения людей, которые должны были очистить человека от грехов, дать ему здоровье, красоту. Они проводились обычно на восходе солнца, до пробуждения птиц, когда вода еще «ничем не запачкана». Омовение проводились на реке, пруду, озере или дома. Магическое действие воды люди старались усилить, проводя различные дополнительные ритуальные действия. Так, по всей России в воду, приготовленную для омовения, а также в естественный водоем бросали серебряные монеты, обладавшие, по поверью, очищающими свойствами. Перед омовением часто произносились специальные заговоры. В Вологодской губернии, например, девушки обливали себя водой на хмельнике, приговаривая: «Как хмель любят добрые люди, так и меня бы любили».

Очищение проводилось не только водой, но и окуриванием избы и всех хозяйственных построек. Для этого использовался принесенный рано поутру в Чистый четверг можжевельник. Отправляться в лес за можжевельником следовало тайно от соседей, а подойдя к лесу, сказать «заветные» слова: «Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род». Вернувшись домой, нужно было положить ветви на железную сковороду и поджечь их огнем, полученным с помощью огнива и кремня. После окуривания в притолоку двери втыкали оставшиеся ветки, которые служили оберегом.

В Чистый четверг выполнялось также большое количество обрядов, направленных на предохранение от нечистой силы, которая, по мнению крестьян, особенно свирепствует в Страстную неделю. С глубокой древности у русского народа бытовали поверья о разгуле нечистой силы весной, о том, что в это время на землю приходят умершие, а из-под земли после зимней спячки выползают гады. Подобные представления подкреплялись довольно своеобразным толкованием событий евангельской истории. Считалось, что предательство Иуды Искариота и арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду развязали руки нечистой силе и всем представителям загробного мира

Верили, что в Чистый четверг с помощью определенных магических манипуляций можно увидеть разного рода нечисть. Так, например, чтобы встретиться с летним, надо пойти в лес на перекресток дорог, закопать в землю нательный крест и сказать: «Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба». Леший сразу появится и выполнит просьбу. Дворового – духа дома – можно увидеть, встав в дверях хлева с четверговой свечой, зажженной в этот день в церкви. При этом надо сказать: «Дядя дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я, – я тебе христово яичко дам».

Зашита от нечисти осуществлялась различными способами. Так, довольно распространен был способ очерчивания дома и двора магическим кругом. Очерчивание происходило по-разному: можно было просто сделать вокруг усадьбы борозду сохой или плугом, обойти ее с веткой можжевельника в руках, читая специальные приговоры, с иконой и молитвой, с курящейся кадильницей. Однако можно было прибегнуть и к более сложным действиям. В некоторых деревнях хозяин или хозяйка садились верхом на помело, кочергу и тайно от всех объезжали вокруг дома и двора, приговаривая: «Господи, благослови! Стань железный тын!» Дом защищали от нечистого и с помощью четверговой свечи. Для этого на потолке и притолоке дверей, на оконной раме огнем от свечи выжигали кресты.
В Чистый четверг, по обычаю, красили яйца.

В Чистый четверг, по обычаю, красили яйца, выпекали кулич, изготавливали из творога пасху. Кулич надо было выпекать, по мнению крестьян, именно в четверг, так как в этот день Иисус Христос преломил хлеб и дал вкусить от него своим ученикам со словами «сие Тело Мое». В четверг же изготавливали четверговую соль, которая якобы обладала благотворным действием на людей и животных, а также являлась лекарством от всех болезней. Ее приготавливали путем пережигания поваренной соли с квасной или пивной гущей.

В Страстную пятницу – день распятия Христа на кресте – были запрещены все работы. В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца В некоторых деревнях существовал обычай в этот день «закликать мороз», чтобы он не губил крестьянские посевы. Ритуал «закликания мороз» происходил утром. Хозяин или хозяйка выходили из дома I овсяным киселем, призывая мороз:

Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.
После этого кисель «отдавали» морозу – выплески огород или улицу.



http://traditio-ru.
Можно есть рыбу в Великий пост
Можно есть рыбу в Великий пост

В Великий пост, даты которого в 2015 году: 23 февраля и 11 апреля, рыбу кушать нельзя. Разрешается кушать рыбу только два раза в период поста – на праздник Благовещения и на Вербное воскресенье. Но что церковный устав говорит о морепродуктах?

Великий пост перед Пасхой был установлен в честь сорокадневного поста Иисуса Христа, которого тот придерживался, отправившись один в пустыню накануне своего крещения. Пост устанавливается дл того, чтобы очистить тело и душу от грехов и подготовиться к Великому празднику Пасхи. Многих интересует вопрос, когда можно есть рыбу в Великий пост 2015.

Так как Великий пост относится к самым строгим постам в череде православных постов, рыба практически запрещена. Рыба в Великий пост разрешена только на Благовещение, которое в 2015 году празднуется 7 апреля и на Вербное воскресенье, которого в 2015 году празднуется 5 апреля. Также 4 апреля, в Лазареву субботу, можно кушать рыбную икру.


http://namenu.ru/b1132/Kogda_mozhno_estq_rybu_v_Velikij_post
Ягодка +5 2 комментария
5 апреля вербное вескресение
5 апреля вербное вескресение

Вербное воскресение.

В этот день Господь въехал в Иерусалим на маленьком ослике. Люди выстилали перед ним дорогу пальмовыми ветвями.

О вербе есть много суеверий ? в давние времена настой из нее давали скотине, ставили веточки в хлеву, как ограждение от всего злого. Сейчас многие считают, что вербу обязательно нужно окропить святой водой. Церковь не поощряет, но изучает эти вещи как феномен народного благочестия. Обычно вербу хранят около икон в течение года, потом ее можно сжечь. Кстати, этот обычай относится ко всему обветшалому, но имеющему какое-то священное значение.

Вход Господень в Иерусалим был описан за 400 лет до этого события пророком Захарией. Он пишет о царе, въезжающим в город на осле. Конь на Востоке - животное войны. На коне мог въехать царь - тиран, деспот. Осел ? животное мира. Христос-кроткий Царь.

Вербное воскресенье ? день праздничный. "Не бойся, дщерь Сионова! ? это обращение к Иерусалиму, ? Се, Царь твой грядет". Народ встречает Христа ликуя, ведь сбываются пророчества о Мессии, Христос только что воскресил Лазаря. Но видение Мессии ? разное. Многие ждали сильного властителя, который уберет власть оккупантов ? римлян, поднимет восстание. Фарисеи и книжники начинают манипулировать толпой, Страстная неделя ? картина непостоянства толпы на все времена: за несколько дней возгласы "Осанна!" сменяются на "Распни его!".Израилю добрый царь не нужен.Он хочет завоевать весь мир.

Источник "Азбука веры".


Нагорная проповедь
Нагорная проповедь
Не судите, да не судимы будете”

Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: “Не судите, да не судимы будете” (Матф. 7:1). Для того чтобы правильно понять эти слова, нужно знать в какой обстановке они были произнесены и кому адресовались. В древнееврейском государстве, во времена Иисуса Христа, оказывала большое влияние на людей религиозно–политическая секта фарисеев. Фарисеи присваивали себе право не только по своему (как это было выгодно им) толковать закон Божий, но и осуждать людей, не придерживающихся их взглядов, не исполняющих их правил. “Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?” (Матф. 15:3).

Руководствуясь своей выгодой и ошибочными взглядами, фарисеи судили о всей жизни человека и выносили приговор о том, праведник ли этот человек или грешник. Самих фарисеев отличал эгоизм, высокомерие и тщеславие. Их личная, зачастую ошибочная, точка зрения была для них основным критерием в осуждении других людей и обсуждении вопросов. Возведя самих себя в ранг праведников, они приписывали себе права судий, критикуя и осуждая поступки и слова других людей, представая перед народом в облике праведных учителей. Представители этой секты присутствовали и на Нагорной проповеди.

Беря пример с фарисеев, многие евреи, тоже одержимые эгоизмом и самолюбием, проявляли склонность к мелочной критике и осуждению ближних. Вот таким людям, забывшим о совести и сострадании к ближним, не замечающих своих недостатков, но критикующих других людей, Иисус Христос сказал: “Не судите, да не судимы будете”.

Слово “судить”, которое употребляется в этой фразе, имеет несколько смысловых значений:

Судить, иными словами думать, то есть рассуждать, обсуждать что-либо, а также мыслить, размышлять.
Судить, значит осуждать, то есть порицать, критиковать кого-либо или что-либо.
Судить, значит производить суд над людьми. То есть разбирать и решать споры, тяжбы и дела, и выносить приговор над виновными. Словосочетание “не судите”, применяемое в разбираемой фразе, естественно не запрещает людям мыслить. “И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают” (1Кор. 14:29). В каком же смысловом значении (во 2-м или 3-м) оно применено?


Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям

http://azbyka.ru
Ягодка +7 1 комментарий
В чем виноват Адам?
В чем виноват Адам?

В современном атеистическом обществе представление об Адаме и его поступке существует в узких рамках категории "Преступление-Наказание", т.е. Бог заповедал что-то не делать, Адам не послушал и был наказан. А вместе с ним пострадало все человечество и весь мир.
В итоге многие удивляются, насколько мелочный поступок совершил Адам, и насколько несимметричное последовало наказание.
К сожалению, и в иконографии чаще всего отображается сюжет, показывающий именно Изгнание из Рая, т.е процедуру Наказания, поэтому этот миф такой устойчивый.
Но давайте не забывать, что наша Вера, должна быть основана на Знаниях, а не только на воображении и эмоциях.

Так что же произошло с Адамом?


Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям
Наместник Ново-Иерусалимского монастыря дал интервью соцсети "Елицы"
Наместник Ново-Иерусалимского монастыря дал интервью соцсети "Елицы"


Наместник Ново-Иерусалимского монастыря дал интервью соцсети "Елицы"

Игумен Феофилакт (Безукладников): «МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ К НАМ ЗАХОДИЛИ ТУРИСТЫ, А ВЫХОДИЛИ ПАЛОМНИКИ»

О том, как идет процесс восстановления Ново-Иерусалимского монастыря, об отношениях Церкви и государства, о туристическом кластере «Новая Палестина», а также о Великом посте в интервью православной социальной сети «Елицы» рассказал наместник монастыря игумен Феофилакт (Безукладников).


Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям
Ягодка +8 1 комментарий
Четвертая Неделя Великого Поста (22 марта)
Четвертая Неделя Великого Поста (22 марта)

Четвертая Неделя Великого Поста (22 марта)

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».

В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской. На первой неделе Великий канон делился на 4 части, а на пятой читается весь целиком, за один раз. В этом можно видеть определенный смысл. На первой неделе канон читается по частям, “для разгона”, а во второй половине Поста чтение повторяется с учетом того, что труд поста и молитвы уже стал привычным, люди “натренировались”, стали сильнее и выносливее.

В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

http://vichuga-voskr.cerkov.ru
Ягодка +8 2 комментария
На семи ветрах, несущих к Богу…
На семи ветрах, несущих к Богу…
Известный в Астраханской области и далеко за её пределами храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в посёлке Ильинка давно любим православными паломниками. В этом году его постигла трагичная участь – церковь полностью погибла при пожаре. Но уже сейчас храм восстанавливают всем миром. В том числе силами прихожан и священнослужителей Иоанно-Предтеченского монастыря. Для них храм в Ильинке – не просто сельская церковь, а приход, который в своё время обитель взяла под свою опеку. С тех пор жизни Иоанно-Предтеченского мужского монастыря и Казанской церкви неразрывно связаны. А как именно? Попробуем узнать в нашем материале.

«Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но самые могилы наши; исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений. Но если во дни земной жизни нашей мы отверзали руку свою посильному благодеянию храмам Божиим, то никогда не забудет о сем Святая Церковь…»

игумен Варлаам (Передернин)

Земная жизнь человека весьма скоротечна: не успеешь оглянуться – уже выросли не только наши дети, но и подрастают внуки, а в старенькой записной книжке с именами любимых друзей и подруг становится все больше и больше пустых мест… И от этого иногда так вдруг защемит сердце, так «заплачет» твоя душа, что не сразу поймешь, как избавиться от этой боли, с кем поделиться и как найти новые силы, чтобы продолжать жить дальше.

Ровно десять лет назад в очень скорбный момент моей жизни я приехала в небольшой сельский храм, о котором тогда знали немногие жители нашей области (а теперь, наверное, нет в Астрахани и за ее пределами человека, который бы не слышал об этом храме с Чудотворными иконами и недавно постигшем всех нас страшном горе – ужасном пожаре в храме поселка Ильинка, Володарского района, когда огнем почти полностью был уничтожен не только сам храм Божий, но и известные многим Чудотворные иконы, через которые получило исцеление немало страждущих). Тогда (десять лет назад) меня потрясло не только само место (старенький сельский храм стоял высоко над небольшими, слегка покосившимися деревянными домишками, и, как воздушный небесный корабль, парил над всеми окрестностями, но и то, что стоящий на службе в этом храме человек продувался со всех сторон холодными астраханскими ветрами, и только отец Иосиф (Марьян), в то время самоотверженно несший свой пастырский крест в этой Христовой обители, казалось, не замечал ни этих холодных ветров (зимой, весной и осенью), ни испепеляющей астраханской жары, ни затухающих от постоянно «гуляющего» ветра церковных лампад, ни (сначала) небольшого количества прихожан, приезжавших сюда не только помолиться, но и оставить здесь частичку своей души.

Позже я была в Ильинке не один раз: на Рождество, на Пасху Христову, прикладывалась не только к Чудотворным иконам, но и к подправленным неуверенной крестьянской рукой чудом сохраненным Ликам Господа, Пресвятой Богородицы и Святых Божиих Угодников, любовалась самодельными окладами, искусно сделанными из золотой и серебряной фольги и разрисованными незамысловатыми, совсем простенькими узорами: цветочками, веточками, лепестками и т.д. Сколько в них было простоты, любви и тепла! Только почему было? Они до сих пор живут, и еще долго будут жить в моей (надеюсь, и в вашей) памяти, в сердце, в душе, даря нам свою светлую теплую надежду на лучшее.

Но более всего мне запомнился рассказ игумена Иосифа (Марьяна): «По истории этот храм (теперь уже сгоревший) не очень старый, а вот село старое, древнее. Оно основано в 18 веке. В древности его называли «Малое Мултаново», скорее всего, переселенцы из Мултаново. Самого первого переселенца, видимо, звали Ильей, поэтому и село стало называться Ильинкой. Сам храм был построен в 1908 году. Он похож на храм Николая Чудотворца, что на «Десятке». Храм Николая Чудотворца потом расширили, а этот не расширяли. Вся небогатая утварь первого [сейчас на его месте строится новый храм, взамен сгоревшего (прим. автора)] – первозданная. Служба в здесь шла всегда, прекращалась только во время войны на 3 года, потому что не было священника. Когда храм хотели разорить, местные жители сделали все, чтобы этого не случилось; позже они тоже постарались, чтобы службы возобновились. Некоторые жители даже из-за этого сидели в тюрьме. Например, раб божий Михаил много ходил по инстанциям, чтобы эту Христову обитель вновь открыли. Храм открыли, только Михаила посадили в тюрьму.

Первым священником здесь был отец Ефимий Быстрицкий. Он был не только хорошим священником, но и очень добрым человеком. Сначала сюда приходило очень мало людей, и власти надеялись, что трудная дорога через воду на остров многих остановит и, в конце концов, храм придется закрыть. Но случилось все наоборот. В праздники сюда приезжали до 500 человек, а на Пасху – более 1000. В то время (50-60-ые годы прошлого века) Ильинка была большим селом: три улицы, 560 дворов. А вот сейчас осталось совсем немного: 14-15 дворов. В 70-ые годы того же века уполномоченный по делам религии Мукорин всеми силами старался закрыть действующий храм в Ильинке. Тогда была целая война. Владыка Михаил, архиепископ, всеми силами отстаивал эту Христову обитель. Тогда решили внедрить в ряды прихожан неверующую старосту, но чудом сохранившаяся сплоченная горстка верующих выжила ее. Потом эта женщина ходила по всем инстанциям, жаловалась и клеветала на этих людей. И это сработало. Храм закрыли. Тогда владыка Михаил тайно благословил и отправил в Москву двух человек (тогда в Москве проходили какие-то выборы). Тогда Владыка и эти приехавшие два человека написали прошение, чтобы в Ильинке разрешили снова открыть известный нам храм. И получили долгожданное разрешение. Храм снова стал действующим. В 90-ые годы того же века в п. Володарский, а потом и в Марфино открылись новые приходы, и большое количество верующих из этих мест устремилось в них. Село Ильинка стало вымирать – и храм опустел…».

По словам отца Иосифа (Марьяна), по Милости Божией службы в храме Казанской иконы Божьей Матери в п. Ильинка, Володарского района, снова возобновились, когда Владыка Иона передал эту Божью обитель Иоанно-Предтеченскому мужскому монастырю г. Астрахани. С тех пор и до нашего времени духовная и созидательная (строительная) жизни Иоанно-Предтеченского монастыря и простого сельского храма в п. Ильинка неразрывно связаны. Это происходит не только потому, что, как правило, настоятелями этого, многим известного небольшого храма в сельской глубинке были и есть монахи – священники Иоанно-Предтеченского монастыря: сначала – отец Иосиф (Марьян), сейчас – отец Нил (Бедняков), но и потому, что первая материальная помощь для восстановления (ремонта) старого Ильинского храма исходила именно отсюда.

Можно только удивляться тому, как его настоятелю монастыря – игумену Петру (Барбашову) – удавалось изыскивать материальные ресурсы для ремонта сельского храма, когда в самом монастыре этих средств было совсем немного, а работы – непочатый край. Но по воле Божьей, стараниями отца Петра и помощью разных людей это происходило, и, «продуваемый всеми ветрами» храм Казанской иконы Божьей Матери в п. Ильинка потихоньку приобретал новое лицо.
(продолжение следует)

А. Ромеро
http://www.ioanno.ru
Ягодка +10 2 комментария