+1075 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Наследие

Администратор блога:
Марена
По разным данным - 20(2 по старому стилю) или 25 ноября( Листопада) это Дни Мары (Матрёны зимние в народном календаре).

""
+11 8 комментариев
Царь Го­рох
Как оно и бывает,стоило только отправить в свой блог сказку Д.Мамина-Сибиряка,которую я с удовольствием прочла и вам советую,как нашлась тут же информация из области мифов,которой тоже захотелось поделиться.
А уж кому какой вариант ближе - сами решайте))


""

Кто не слы­шал о ца­ре Го­ро­хе? – Все! Кто ве­рит в не­го? – Ни­кто! По­про­бо­ва­ли от не­го да­же от­де­лать­ся, мол, «при ца­ре Го­ро­хе» – это так дав­но, что уже и не­прав­да. Но за­быть все ни­как не по­лу­ча­ет­ся. То воз­ник­нет сказ­ка об ук­ра­ин­ском бо­га­ты­ре Ка­ти­го­рош­ке, то Дмит­рий Нар­ки­со­вич Ма­мин-Си­би­ряк со­чи­нит о нем ис­то­рию с длин­ней­шим на­зва­ни­ем — «Сказ­ка про слав­но­го ца­ря Го­ро­ха и его пре­крас­ных до­че­рей ца­рев­ну Ку­та­фью и ца­рев­ну Го­ро­шин­ку», то Алек­сандр Роу сни­мет фильм-сказ­ку о не­заб­вен­ном ца­ре Го­ро­хе… И ка­ж­дый раз де­ла­ет­ся по­пыт­ка ос­мыс­лить его имя: то он тол­стый и пе­ре­ка­ты­ва­ет­ся как го­ро­ши­на, то мать ро­ди­ла его, съев го­ро­ши­ну, а то это и во­все че­ло­век-стру­чок. Бы­ли, прав­да, и бо­лее ин­те­рес­ные пред­по­ло­же­ния о том, что не­ко­гда в Кар­па­тах су­ще­ст­во­ва­ло го­су­дар­ст­во, ко­то­рым пра­вил царь Грох. Буд­то бы­ли най­де­ны мо­не­ты с его име­нем…

Но луч­ше про­сто об­ра­тить­ся к на­род­ным ска­за­ни­ям и то­гда, мо­жет быть, мно­гое про­яс­нит­ся. Так, соб­ст­вен­но го­во­ря, и по­сту­пил Юрий Пет­ро­вич Ми­ро­лю­бов – за­пи­сал древ­нее ска­за­ние, ус­лы­шан­ное им от ска­зи­тель­ни­цы За­ха­ри­хи. Толь­ко в пес­не речь шла не о струч­ках с го­ро­хом, а о ца­ре Го­рее и его сы­не Го­ро­хе.


Спойлер
Ми­ро­лю­бов счи­тал, что это ска­за­ние от­но­сит­ся ко вре­ме­ни ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов, то есть, к пер­вым ве­кам на­шей эры. Ин­те­ре­сен об­ряд от­ре­за­ния по­ло­ви­ны бо­ро­ды – вое­вать сле­до­ва­ло дол­го, до той по­ры, по­ка не от­рас­тет вто­рая по­ло­ви­на бо­ро­ды. Име­на вра­гов, о ко­то­рых идет здесь речь, мож­но лишь пред­по­ло­жить: Ску­мирь – ски­фы, Га­дя­чи­на – го­ты и Кель­чи­на – кель­ты? Все они шли че­рез рус­ские зем­ли с вос­то­ка на за­пад – «до За­хо­ду Солн­ца». Кто-то про­шел с боя­ми, а кто-то, по­не­ся по­те­ри, по­вер­нул об­рат­но. И де­ло не в бед­но­сти на­ших пред­ков – они от­стоя­ли свою зем­лю, сра­жа­ясь од­ни чуть ли ни с це­лым ми­ром. Ко­неч­но, трех­лет­няя вой­на на все сто­ро­ны не мог­ла прой­ти да­ром: по­гиб царь Го­рей, да и его под­дан­ных ос­та­лось трохи), есть, ма­ло).

Это бы­ло ли­хое вре­мя, ко­гда без­раз­дель­но вла­ст­во­ва­ла Ма­ра – бо­ги­ня смер­ти, го­ло­да, мо­ра.

За­тем на­сту­пи­ли вре­ме­на «при ца­ре Го­ро­хе» — мир­ная жизнь, ко­гда ро­ди­лись де­ти и под­рос­ли, а сно­ва Русь ста­ла мо­гу­чей.

Что ж, в та­ком слу­чае, Го­рох во­все не ко­ми­че­ский пер­со­наж, а один из ве­ли­ких пра­ви­те­лей на­ше­го на­ро­да; один из не­мно­гих, чьи име­на со­хра­ни­лись в па­мя­ти на­ро­да.


И вот сказ­ка о ца­ре Го­ро­хе…

Жил-был царь Све­то­зар. У не­го, у ца­ря, бы­ло два сы­на и кра­са­ви­ца дочь.

Два­дцать лет жи­ла она в свет­лом те­ре­ме; лю­бо­ва­лись на нее царь с ца­ри­цею, еще ма­муш­ки и сен­ные де­вуш­ки, но ни­кто из кня­зей и бо­га­ты­рей не ви­дал ее ли­ца, а ца­рев­на-кра­са на­зы­ва­лась Ва­си­ли­са, зо­ло­тая ко­са; ни­ку­да она из те­ре­ма не хо­ди­ла, воль­ным воз­ду­хом ца­рев­на не ды­ша­ла. Мно­го бы­ло у ней и на­ря­дов цвет­ных, и ка­мень­ев до­ро­гих, но ца­рев­на ску­ча­ла: душ­но ей в те­ре­ме, в тя­гость по­кры­ва­ло! Во­ло­сы ее гус­тые, зла­то­шел­ко­вые, не по­кры­тые ни­чем, в ко­су свя­зан­ные, упа­да­ли до пят. Ста­ли ца­рев­ну Ва­си­ли­су ста­ли лю­ди ве­ли­чать Зо­ло­тая ко­са, не­по­кры­тая кра­са. Но зем­ля слу­хом пол­нит­ся: мно­гие ца­ри уз­на­ва­ли и по­слов при­сы­ла­ли ца­рю Све­то­за­ру че­лом бить, ца­рев­ну в за­му­же­ст­во про­сить.


И эта сказка длинная,прочесть её можно по ссылке.
+12 21 комментарий
Гусли

Почему христиане уничтожали гусли?
1. В XII веке проповедник Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки».
2. В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».
3. Во время Алексея Михайловича Романова гусли изымались и сжигались возами.

Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице (гусю, лебедю, утке), где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. В руской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла, и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом сакрального текста.

В гусли гудели. «ГУ» - значит звучать, но кроме этого в санскрите «ГУ» - значит идти, двигаться. Вспомним руское слово «гулять» - мы с вами гуляем праздник, гуляем свадьбу, т.е. и звучим и двигаемся.

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.
Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами («скомрат» на санскрите - вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

Сотворение Вселенной
Спойлер
Алёна.ру +11 12 комментариев
Зачем нам знание своих корней?
""

В последнее время люди чаще стали интересоваться историей своего рода. Интерес подогревается большим наплывом художественных и документальных фильмов, транслируемых по телевидению, в которых часто можно услышать о новом прочтении событий, случившихся в нашей стране в недавнем прошлом. И, конечно, возникает резонный вопрос: «А как все было в нашем роду… на самом деле?»


Что-то из своей истории мы, конечно, знаем и помним. В среднем, каждый россиянин знает свой род до 3-4-го поколения (т.е. до бабушек и прабабушек). Но вот что дальше? Часто «дальше» – это большое количество примерных дат и имен, и зияющих «белых пятен».

Без сомнения, отчаянный дефицит информации о своем роде существует.
И у этого есть свои причины. Если рассматривать ситуацию в целом, то причин немного и сводятся они к следующему:

1. Последние 100 лет Россия переживала не самые спокойные времена.
Революции, вереница опустошающих войн, голодомор, тюрьмы, политические лагеря (список можно продолжать) – уносили многие тысячи жизней людей, являющихся, по сути, живыми носителями истории своего рода. То, что знали и могли рассказать о жизни своего рода эти люди, не подлежит восстановлению. Эта субъективная информация ушла вместе с ними. Их мнение нам уже не спросить. А оно, безусловно, было бы важно.

2. Следующее явление (массовое и повсеместное) – умалчивание информации об истории своего рода.
Особенно это встречалось (и до сих пор встречается) в семьях «врагов народа». Кроме того, что люди страдали от потери семьи и этого клейма, «особое положение» заставляло их вырабатывать ряд стратегий, чтобы сделать свою жизнь более-менее сносной. Что это за стратегии: Замалчивание информации о своей семье, особенно, если не спрашивают, и уж тем более, если допытываются. Иногда удается что-то узнать только со 2-й или 3-й попытки. Тенденция к размыванию точностей в определениях. Утаивание деталей быта и взаимоотношений, а уж тем более, давая ответы на вопросы – когда, с кем и что происходило. В общем, в новое поколение, в очередной раз, транслируется тайна и связанное с ней напряжение. И эмоции при этом соответствующие – налет «равнодушия и обесценивания», мол, «да что там может быть у нас интересного, жили как все». Так, на всякий случай, «ведь никогда не известно, как эта информация может отразиться на тебе, твоих близких и знакомых».

3. В задачи общества не входило знание и передача истории рода из поколения в поколение. Государство считалось молодым, с новыми взглядами на жизнь, а это значит, что все, что было до революции – нуждалось в пересмотре, переделке и изменении. Задачами общества на тот момент были глобальное строительство коммунизма во всем мире, победа в войне, восстановление страны и прочие великие цели. Поэтому все вопросы, касающиеся индивидуальности человека и целого народа, не воспринимались серьезно. Страдали малые народности, с их культурой и языком. Передача своих «исконных» традиций стала невозможной, и даже стремление говорить на родном языке не приветствовалось. Поэтому постепенно утрачивалась и обесценивалась информация о своей национальности, своем культурном наследии, а вместе с ним и о родовом наследии и его особенностях.

Что же происходит сейчас с обществом? Почему люди с большим интересом и рвением начинают углубляться в свои истоки?

В каждой отдельной семье и в каждом отдельном случае найдутся свои конкретные мотивы, чтобы объяснить это движение. Но существуют и общие причины, благодаря которым общество движется в эту сторону.

1. Люди хотят знать свою историю, потому что хотят заполнить существующие «пустоты» в своей родословной. Это вообще оказалось вполне нормальным для людей, в ситуации мира в стране и относительной экономической стабильности, заняться восстановлением своей истории. У людей это в крови. Их не надо заставлять это делать. Они сами, повинуясь каким-то внутренним законам и убеждениям, пытаются выстроить историческую и логическую цепочку родовой истории. Надо сказать, построение своей родословной – процесс крайне увлекательный и захватывающий. Много раз замечала, что стоит только начать кому-то «собирать» свою историю, он заряжает этим интересом всю свою родню. Есть что-то в этом процессе и от геологов, и от детективов. Когда при наличии целей и небольшого количества информации необходимо строить гипотезы, обращать внимание на детали, чтобы свести «концы с концами».

2. Другая причина – психологическая. Это ощущение недоговоренности в семье о том, что в ней происходило (или происходит). В таких случаях в семье наблюдается ряд симптомов, свидетельствующих о большом напряжении, связанном с замалчиванием семейных проблем в нескольких поколениях. Это «замалчивание» передавалось от поколения к поколению, как «горячий картофель» или «скелет в шкафу». Так происходит до тех пор, пока «критическая масса» возникших проблем не перевалит условную метку «Достаточно!». Тогда люди обращаются к психологам, и в некоторых случаях им предлагают построить генограмму своего рода за последние 4 поколения. Порой этого хватает, чтобы высветить проблемные участки рода и впоследствии поработать над принятием сложной ситуации и отпусканием ее.

3. Еще одна тема, которая часто звучит рядом с понятиями род и сила рода – это получение поддержки от своего рода. Очень часто причиной обращения к истории своего рода является запрос на получение энергии, силы, веры в себя, для того чтобы пережить какое-то трудное событие в своей жизни. Это могут быть серьезные медицинские операции, ситуации с деторождением, переезды и другие жизненные испытания. Часто возникает желание сделать более прочной связь со своими «незримыми» корнями, сделать ее очевидной и практически осязаемой. Этого эффекта, действительно, удается достичь. В момент погружения в свою историю люди, как правило, «знакомятся» со своими родственниками, узнают их имена и род деятельности, погружаются в особенности их семейного уклада. Часто делятся, что появляется ощущение, будто «твой род стоит у тебя за плечами, поддерживая и оберегая, желая тебе добра и как бы направляя в сегодняшний день с посылом «Иди и живи!». А это значит – живи так, как считаешь нужным, живи с теми, с кем хочется жить, делай то, к чему лежит душа. Знание своих корней, несмотря на репрессии и гонения политиков, остается ценным и полезным знанием для людей. Ресурсы этого знания еще только изучаются психологами и психогенеалогами. Очевидно одно, что без знания и уважительного отношения к своему прошлому сложно оставаться уверенным в себе и строить счастливое настоящее и будущее.

Автор: Юлия Кондратенко
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-63894/
© Shkolazhizni.ru
+12 23 комментария
Легенда о Садко как отголосок чего-то очень давнего и реального
""

Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.
До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно X века. В этой статье Вы обнаружите свидетельства того, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой.

Былина о Садко слагается из трех частей.
+9 14 комментариев
Коромысло
""

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
+12 12 комментариев
Покров
""

14 октября
В древние времена по народной традиции славян в этот день отмечался праздник встречи Осени и Зимы. Название праздника - Покров - имеет глубокие корни, и по народным поверьям этот день связывали с первым инеем, первым покровом, покрывалом, которым к этому времени становилась покрыта земля. С приходом этого праздника отмечали приход первых холодов.
К сожалению, первоначального названия этого праздника так и не сохранилось. На Покров православные люди отмечают праздник, который отмечали в честь Богородицы.
Покров по своему времени совпадал с окончанием всех полевых работ и началом подготовки к зиме. Подготовка к зиме - это дело серьезное: начинали топить в избах, прялки и ткачихи садились за работу. Так же в этот день ложился спать Домовой. Существует даже связанный с этим обряд, который носит название "запекание углов". Домового просили о том, чтобы он хорошо хранил тепло в доме зимой. Пекли специальные маленькие блины - "блинцы". Первый блинец делили на 4 части и раскладывали по углам дома, чтобы домовой был сыт и доволен.
В Покров девки просили Ладу о скором замужестве и начинали свои первые посиделки. С течением времени праздник Покров стал более православным, но у древних славян он был одним из важных праздников в году.

Источник: Покров-Праздники славян на www.krupenichka.ru
+11 18 комментариев
РУССКАЯ КАША
""

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».
+10 23 комментария
Колыбельная
Валентина Рябкова молодая девушка, исполняет русские, казачьи, православные песни. Валентина поет с первого класса, после окончания школы продолжила обучение вокалу, стала регентом. Девушка записала диск колыбельных песен.
Вот слова самой певицы о колыбельных:

– Сейчас колыбельные уже практически никто не поет, все знают только одну: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…». А раньше все мамочки качали своих деток и знали много колыбельных, пели. А где еще было петь женщинам? Вот они и пели детям, пели на свадьбах, на похоронах, за работой – сидели, пряли что-то. Они так жили, песня украшала их жизнь, привносила в нее что-то необычное, радостное, передавала их чувства душевные, любовь к ребенку, и в то же время воспитывала, ребенок готовился к послушанию, к серьезной жизни, мальчик – чтобы быть воином, девочка – быть послушной, смиренной, доброй как мамочка, чтобы детки слушались мам и пап, тянулись к Богу, молились, ходили в храм. Ведь от того, как ребенок будет расти, что он воспримет с молоком матери, зависит его будущее и будущее нашей России.


Колыбельные песни Валентины Рябковой
>Желающие могут Скачать бесплатно на сайте http://gusli.su/kolybelnye-pesni-valentiny-ryabko..

Алёна.ру +9 18 комментариев
Словодара
Словодара (Марина Царь Волкова) - русский поэт и прекрасная славянская женщина. Её стихи о русской природе, Родноверии и Родных Богах широко известны в среде единомышленников.

""

Марина Волкова. Будем жить!

Будем жить!

Сколько лет рядим да судим.
Что кричать, о чём блажить?
Тихо спросишь: «Жить-то будем?»
Я отвечу: «Будем жить!»

Будем жить, врагам на зависть,
Что их тьма, когда нас – рать?!
Духа огненную завязь
В нас не выжечь, не попрать!

Пусть тоска порою душит,
Пусть на сердце боль горчит,
Будем жить, покуда в душах
Слово вещее звучит!

Будем жить - назло напастям
И стремленью разрушать,
Потому что это счастье –
Русским воздухом дышать!

Спойлер
http://elena-sem.livejournal.com/2308186.html
+10 26 комментариев