Уникальный «телефон доверия» подает сигналы о помощи
«Помогая другим — помогаешь себе»: под таким почти пионерским девизом работает Молодежный консультативный центр. Точнее, это название их программы, которое вполне укладывается в ее суть: консультации по телефону и через интернет от психологов с инвалидностью. Все консультанты — студенты и выпускники факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета.
С Верой Захаровой, организатором, идейным вдохновителем и руководителем проекта, беседуем у нее на кухне. Кухня частично переоборудована под кабинет — Вера Юрьевна признается: есть еще офис на Новом Арбате, но жалко времени — час езды в один конец. Да и не всегда оправданно — со своими психологами Захарова общается по телефону или в интернете: у всех — тяжелая форма инвалидности, большинство передвигаются с трудом или в колясках (в Москве — это, как известно, испытание).
Сама Вера Захарова занималась психологией много лет. Собственно, ради создания дистанционной службы и пошла преподавать на факультет дистанционного обучения.
— Работа с инвалидами — это особое дело, тут невозможно от сих до сих, — объясняет она. — Моторчик либо включается, либо нет.
У нее самой моторчик работает на полную катушку. Пришлось взять на себя не только обучение студентов и помощь в консультировании (все-таки большинство — еще не профессиональные психологи и необходимо их «вести»), но и техническую сторону дела: искать программистов, специалистов по IP-телефонии — и все это в условиях ограниченных финансов.
С самого начала МКЦ получил поддержку Регионального благотворительного общественного фонда по поддержке социально незащищенных категорий граждан — молодой организации, занимающейся преимущественно помощью инвалидам, они выделили небольшую комнату под офис на Новом Арбате. В прошлом году Фонду под создание МКЦ удалось получить грант Национального благотворительного фонда (миллион рублей) — благодаря этому консультантам смогли оплачивать работу. Но в октябре грант заканчивается, и как дальше — не вполне ясно. Вера Захарова считает, что претендовать на статус государственной организации пока рано — вначале надо приобрести опыт успешной работы. Для этого есть и желание, и человеческие ресурсы — не хватает только финансовых.
Проекту пока всего год от роду — в прошлом сентябре заработал сайт онлайн-консультаций. Организован по принципу форума — у каждого психолога (их всего пять, не считая самой Захаровой) свой аккаунт.
«Давайте познакомимся, — пишет Мария Елисеева (выпускница первого потока, окончила институт в 2010 году). — У меня ДЦП — последствие родовой травмы, самостоятельно передвигаться я не могу (колясочница)». Дальше — о себе: два года проводит консультации через скайп, увлекается литературой, пишет прозу, собирается замуж («история моей личной жизни, в принципе, отличный пример того, что в жизни возможно всё, и неважно, в коляске ты или нет, главное — какой ты человек»).
Клиенты сами выбирают психолога, приглянувшемуся (точнее, приглянувшейся) пишут на форум или в личку.
— Когда мы только запускали проект, не представляли себе четко, кто именно наш клиент, — вспоминает Вера Захарова. — Только на людей с инвалидностью мы ориентироваться не можем — все-таки у наших студентов нет углубленной специальной подготовки, только бакалавриат. Да и не хотелось создавать какие-то искусственные ограничения.
Дополнительной специализации нет, зато есть жизненный опыт: для большинства консультантов учеба в МГППУ — второе высшее, у некоторых есть дети. Оказалось, клиентов вовсе не пугает, что их психологи — инвалиды, для кого-то, напротив, это дополнительная мотивация: и личную проблему решил, и хороший проект поддержал — помог себе, помогая другим.
Все ответы консультантов проходят супервизию в отдельном окошке — «Мастерской», закрытой от посетителей сайта. Кроме того, Вера Захарова с ребятами регулярно встречаются в «оболочке», как они ее между собой называют, — на отдельной площадке в формате видеоконференций.
Чуть позже возникла идея горячей линии, но реализовать ее оказалось не так-то просто, поэтому она заработала лишь в конце июня. Технически это выглядит так: клиент звонит по указанному на сайте номеру, его звонок переадресуется дежурному психологу, который принимает его с компьютера. У каждого консультанта — свой график, как правило — три часа в день, некоторым приходилось дежурить и по шесть. Больше — слишком тяжело чисто физически.
С Ириной Садогурской, студенткой третьего курса, меня познакомила Вера Захарова через ту самую «оболочку».«Конечно, приезжайте, — согласилась Ирина. Хотя уже после призналась: — Я вообще человек непубличный, выступать не люблю».
У Ирины трое детей — в комнате стоят детские фотографии. До травмы много путешествовала, занималась спортом, йогой и организовывала экстремальные туры. Сейчас пришлось с этим расстаться, это было «в прошлой жизни»: в новой — Ирина с трудом ходит; но сама — без коляски. Рассказывает, что первый год активно восстанавливалась, потом «тупила, уткнувшись в сериалы», а потом поняла, что надо что-то найти. «Был потерян смысл, надо было обрести новый».
«На телефоне» Ирина только начинает работать, а вот в сфере онлайн-консультаций вполне освоилась. Говорит, что старается сразу не отвечать клиентам — сначала надо подумать и «переспать» с проблемой, а уже на следующий день садиться за письмо. Самое сложное — не давать людям советов.
— И ситуация-то банальная, и иногда подмывает сказать: «делай так, так и так». А нельзя, не принято так в психологии — мы должны работать с состоянием клиента и подвести его к тому, чтобы он сам пришел к решению проблемы.
Иногда приходится переводить клиентов на других специалистов.
— Мы — как скорая помощь, — считает Ирина. — Скорая лечит то, что болит здесь и сейчас, но с хроническим отправляет в стационар. Иногда очевидно, что этот случай относится как минимум к клинической психологии, и тогда все, что мы можем сделать, — успокоить человека по возможности и убедить его, что нужна помощь другого специалиста.
Светлана Кулакова — еще один консультант МКЦ, она уже два месяца консультирует по телефону. Признается, что непросто — после дня такой работы на любое другое не остается ни сил, ни желания.
— Это работа в режиме реального времени — и учишься в процессе, — говорит она.
Светлана, как и Ирина, стала заниматься психологией после травмы в 2005 году — автокатастрофа. Хотя еще со студенческих лет (по первому образованию — экономист) читала Юнга, Берна и считала психологию наукой будущего. Но все же психология была скорее хобби — в довесок к основной работе и воспитанию сына. Сейчас сыну Игорю 19 лет. Еще дома у Светланы живет здоровый черный лабрадор и котенок — знакомые подарили. «Ход» с факультетом дистанционного обучения подсказали работники из органов соцобеспечения, решила — почему бы не попробовать. Сейчас Светлана почти закончила учебу — осталось дописать диплом и сдать госэкзамены до Нового года.
— Мне кажется, отдавать изначально приятней, чем брать. И потом, это вопрос какого-то смысла — точнее, осмысленности жизни. И интересно: люди настолько разные, что удивительно.
Мысль о том, что люди разные и вообще человек — самое главное, Светлана повторяет несколько раз. И действительно хочет помочь и переживает. Это такие уровни смыслов, о которых говорила Вера Захарова, когда объясняла суть проекта. Вроде бы «здоровые» люди должны помогать «больным». А тут получается наоборот — и получается правильно.
Телефон доверия: 8 495 989-65-83
Мария Епифанова
Похожие статьи:
Новости → Новое жизненное кредо
Полезные статьи → Кинестетика: этому стоит научиться
Образ жизни → Может ли быть успешным человек с белой тростью?
Новости → Требованием обеспечить безопасность российских сирот, госдума приняла обращения к конгрессу США