+836 RSS-лента RSS-лента

Счастье рядом

Автор блога: пушка
псловицы и поговорки давно вошли в нашу речь, но мало кто задумывается об их происхождении. Ведь когда-то устойчивых фразеологизмов не существовало, но определенные условия поспособствовали зарождению новой культуры общения. Чтобы лучше понять значение пословиц и поговорок,Hotshowlife предлагает углубиться в их историю. Вот несколько интересных фактов о том, как появились известные русские пословицы и поговорки.
Исторический очерк о выражении хлеба и зрелищ
Мы порой не задумываемся о происхождении выражений которые вошли в нашу жизнь а ведь они сформировались пройдя долгий исторический путь. Сегодня предлагаю познакомиться с одним из них.


Выражение «Хлеба и зрелищ» (лат. «Panem et circenses!») впервые появилось в стихотворении Ювенала, сатирика из Древнего Рима. В этом стихотворении, обличая положение в некогда великолепном Риме, нравы и обычаи людей у власти, Ювенал писал:
Этот народ уж давно все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ
Что означает: правители Древнего Рима поняли, что их залог сохранения власти – это сытый и довольный народ. «Хлеб» - бесплатная раздача еды, «зрелища» - всевозможные массовые гуляния и праздники. И тем, и другим хозяева Рима пользовались для обретения и удержания политической власти.

В Древнем Риме действительно на протяжение долгих лет существовала традиция раздачи хлеба простому народу. Официально это называлось «заботой о снабжении зерном». Ввел этот обычай политик Гай Семпроний Гракх в 123 г. до нашей эры, и последующие правители Рима охотно переняли его. Жители Древнего Рима получали таким образом не только хлеб, но и зерно, и муку, а в особых случаях даже деньги.
Гай Юлий Цезарь, основатель Римской Империи, при восхождении на трон задал грандиозный пир, на котором 22 000 столов ломились от изысканного угощения. Во время правления Цезаря 200 000 человек получали по 1 кг хлеба на семью. 6 раз проводилась раздача денег – от 60 до 100 денариев на человека. И люди настолько привыкли к этому, что пришедший вслед за Цезарем император Тиберий говорил, что упразднять этот обычай нельзя – это вызовет возмущение народа.
В том, что касается «зрелищ», римляне также знали толк. Хотя сперва у них отмечался лишь только 1 народный праздник, но к завершению республиканского периода к нему прибавились еще 4. 3 праздника были посвящены богам – Аполлону, Кибеле и Флоре. Также отмечалась память о битве на Тразименском озере. Особо выдающиеся победы римских полководцев также сопровождались праздниками и весельем.

Бурные массовые увеселения также начались при Цезаре. В 46 году до нашей эры был дан грандиозный, многодневный праздник, на котором римлян развлекали и играми атлетов, и гонками на колесницах, и травлей животных (львов и буйволов), и битвой нескольких кораблей (для чего пришлось выкопать на Кодетском поле озеро).
Историк Светонии так писал об этом:
«На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народа, что многие приезжие ночевали в палатках по улицам. Давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора».
Цезарь говорил об играх, которые давались благодаря ему, что три раза он давал гладиаторские бои от своего имени и пять раз – от имени детей и внуков, и сражались в этих играх почти 10 000 человек. Все прочие развлечения, устроенные от имени императора или с его позволения, также отличались масштабностью. Их организаторы не считались с расходами. К примеру, когда освящали храм бога Марса, были даны гладиаторские бои, в которых было убито 36 крокодилов, специально привезенных из Египта.

Все знают Колизей – главную в Древнем Риме арену для гладиаторских поединков. Ее начали строить в 72 году до нашей эры по задумке императора Веспасиана. Восемь лет строили роскошную арену, а празднества по завершении строительства продолжались 100 дней, и за это время на арене Колизея погибли сотни гладиаторов, были затравлены 5 000 хищных африканских зверей.
Слово «Колизей» происходит от латинского слова colosso – «огромный». Периметр Колизея – 527 метров, высота – 57 метров, а вместительность – 80 000 человек. Арена была облицована белым мрамором и украшена статуями героев и богов. И даже в руинах Колизея сегодня безошибочно читается колоссальная страсть древних римлян к невероятным, грандиозным, поразительным зрелищем.



Исторический очерк о выражении хлеба и зрелищ
Летняя вкусняшка
Вот такая летняя вкусняшка стиле дудлинг у меня получилось 000157 435

Летняя вкусняшка
без труда не выловишь и рыбку из пруда
без труда не выловишь и рыбку из пруда
бить баклуши
Праздно проводить время.бездельничать.
Баклуша-деревянная чурка,которой крестьяне делали мелкие изделия (ложки и т.д).
Заготовить баклуши-набить чурок из бревна -считалось несложной работой ,не требующей умения и сноровки,ее мог выполнить самый неподготовленный человек.Обычно ее поручали ученикам и подмастерьям,которых в шутку называли "баклушечниками".Эта работа казалась такой простой,что со временем выражение стали употреблять в другом значении -"праздно проводить время"
Делу время, потехе час
Все мы знаем пословицу "Делу время, потехе час", в том числе и благодаря эстрадному хиту Аллы Пугачёвой на музыку Раймонда Паулса, вышедшему в 1985 году. Однако фраза эта родилась не в двадцатом, а в далёком 17 веке, и принадлежит второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу, отцу первого русского императора Петра I.

Царь написал эти строки в предисловии к составленному им сборнику правил соколиной охоты. Полностью фраза звучит так:
«Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».

Поскольку Алексей Михайлович любил порядок и считал, что «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится», то на первое место он поставил время, отводимое делу. Однако добавил, что помимо работы нужно уделять внимание потехе (отдыху).

Царская мудрость полюбилась народу и стала пословицей, дошедшей до нашего времени сквозь 4 столетия.

Сирота Казанская
Корыстные люди существовали во все времена. Не обошлось без них и во времена Ивана Грозного. Когда царь завоевал Казань, местные князья начали давить на жалость. Каждый старался, как мог: большая часть населения оказалась бедной и убогой, требующей покровительства великого государя. С помощью хитрого хода князья надеялись получить расположение Ивана Грозного. Видимо, корыстные мотивы жителей города были раскрыты, так как их начали называть «сиротами Казанскими».
На лбу написано
Как известно, люди говорят «на лбу написано» про личностей с явно отрицательными чертами характера. Естественно, на самом деле на лице человека нет никаких надписей, фраза звучит довольно абстрактно. В первой половине XVIII столетия поговорка звучала более правдиво. Российская императрица Елизавета Петровна издала указ, требующий клеймить всех пойманных преступников. Таким образом воров и убийц можно было легко отличить от законопослушных граждан. Клеймо ставилось на лбу и сохранялось на коже всю жизнь.
Собаку съел
Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас не совсем в первозданном виде. Так, к примеру, фраза «собаку съел» произошла от древних славян, изначально носила другой смысл. Сегодня выражение используется как характеристика человека, наделенного бесценным опытом и огромным багажом знаний в определенной области. Несколько веков назад фразеологизм звучал несколько иначе. Люди говорили «собаку съел, а хвостом подавился», когда хотели посмеяться над чужой неудачей. Смысл фразы таков: человек смог проделать огромную работу, а споткнулся на незначительной мелочи.
И на старуху бывает проруха
Об исконно русском происхождении поговорки и спорить не стоит. «Проруха» — слово, используемое славянами в старые времена, обозначающее грубую ошибку, промах. Дальнейший анализ пословицы провести довольно просто. Старуху можно рассматривать как опытного и мудрого человека, многого повидавшего в жизни. Получается банальная, но мудрая истина: даже у лучших мастеров иногда случаются ошибки в деле.
На обиженных воду возят
Знаменитое выражение появилось в русской речи с XIX века. Несложно догадаться, что оно связано с торговцами питьевой водой. Стоимость ценного продукта на тот момент равнялась 7 серебряным монетам в год. Естественно, некоторые хитрые водовозы хотели заработать больше и завышали цену на товар. Подобные деяния признавались противозаконными и несли за собой наказание. Дабы проучить нечестного торговца, у него отбиралась лошадь. Обиженному водовозу приходилось самому впрягаться в телегу и тащить тяжелый груз.